«Папу надо слушать». В Оренбуржье вспоминают автора музыки к песне «Оренбургский пуховый платок»
Тарас Пономаренко – единственный из детей композитора Григория Пономаренко, кто стал профессиональным музыкантом.
Второго февраля исполняется 97 лет со дня рождения народного артиста СССР Григория Пономаренко – автора музыки к песне «Оренбургский пуховый платок», которую называют неофициальным гимном Оренбуржья. В Оренбурге композитор бывал наездами, но для двух из пяти детей музыканта наш город стал буквально второй родиной.
В столицу в валенках
Родство с композитором, чьи песни знает и любит вся страна, как и знакомство со многими знаменитыми певцами, Тарас Григорьевич не афиширует.
– А зачем? – пожимает он плечами, устав от реплик типа «Уж ты со своей фамилией мог бы любых высот добиться».
Он не из тех, кто рвётся к славе, используя звёздные протекции как трамплин. Наоборот, гордится, что работает в ансамбле «Коробейники» при Оренбургской филармонии, и это то, что его полностью удовлетворяет, а папе никогда не приходилось никого за него просить.
Григорий Фёдорович реагировал так же, когда его спрашивали, почему композитор такой величины, как он, живёт не в Москве, а в Краснодаре, почему ездит не на иномарке, хотя мог бы, а на простом жигулёнке.
Говорят, Григорий Фёдорович даже на пике своей славы держался удивительно скромно. Чувствовалась в нём внутренняя культура и какая-то удивительная простота в общении с любым человеком, независимо от статуса. Не простинка, как заметил наблюдательный Вячеслав Кузьмин, ныне министр труда и занятости населения Оренбургской области (его тоже однажды жизнь свела с Григорием Пономаренко), а именно простота, та самая, которой отличаются по-настоящему глубокие личности – большие учёные, литературные гении, виртуозы своего дела, о какой бы профессии ни шла речь. Таким людям не нужен искусственно создаваемый вокруг них пафос. Их, кажется, даже и не волнует, какими они видятся окружающим.
Тарас Григорьевич вспоминает, как однажды зимой 1981 года отец прилетел за ним в Москву:
– Я тогда был подростком, учился в Московском хоровом училище имени Свешникова. А на каникулы должен был лететь в Краснодар, где и жила наша семья. Но отец на тот момент работал в Оренбурге и прилетел меня забрать, хотя всегда боялся летать на самолётах. А в Оренбурге было очень морозно, и кто-то в филармонии предложил ему валенки, так он в них в Москву и улетел. Мне тогда пришлось выслушать насмешки однокурсников, мол, отец-то твой из деревни, что ли? В валенках в столицу явился.
Музыка народная, исполняет автор
На первом месте у Григория Фёдоровича была работа, музыка. Сын вспоминает, что мелодия могла прийти к нему в любой, порой совсем неподходящий момент – ночью или в дороге. Тогда он хватал клочок бумаги и буквально на коленке записывал ноты.
– Он никогда ничего из себя не выжимал, не вымучивал, – говорит Тарас Григорьевич. – Может, поэтому его мелодии порой путают, считая народными. Но отца это не обижало, наоборот, он радовался: раз авторскую песню принимают за народную, значит, задета верная душевная струнка.
Однажды сын не послушал отца. Тот советовал ему по окончании училища и срочной службы в армии поступать в консерваторию. Григорий Фёдорович – редкий самородок, но сам так и не получил академического музыкального образования и был очень горд, что хотя бы сын стал профессиональным музыкантом.
– Я поступил по-своему, предпочёл работать концертмейстером в ансамбле песни и пляски Московского военного округа. Меня ценили, зарабатывал хорошо. В итоге и отец согласился, что для меня это лучше.
Почти 27 лет Тарас Григорьевич живёт и работает в Оренбургской области. Без сомнений и сожалений оставил столицу и переехал на родину супруги Натальи, она местная уроженка, профессиональная танцовщица. Здесь родились трое его детей – старшего сына музыкант назвал в честь отца Григорием. Правда, Гриша не пошёл по музыкальной стезе, увлёкшись IT-технологиями. Позже Тарас Григорьевич перетянул в Оренбург на жительство и сестру Марию.
Чтобы не сравнивали
Жаль, но у оренбургских потомков композитора не сохранилось ни нот, ни какой-нибудь памятной вещицы от отца. Всё было отдано в музей-квартиру в Краснодаре. Память о композиторе увековечена по большей части именно там – у дома, где он жил: установлен памятник и мемориальная доска, его имя присвоено Краснодарской филармонии и нескольким детским школам искусств, учреждена премия имени Григория Пономаренко в области вокально-хорового искусства…
Большой вклад в увековечение его памяти внесла супруга композитора Вероника Журавлёва, с которой он связал жизнь после расставания с Клавдией Фёдоровной – мамой Тараса, Марии, Олеси и Богдана. А первой гражданской супругой композитора была певица Екатерина Шаврина, так что самый старший из детей Григория Пономаренко – Григорий Шаврин.
Музыкант говорит, отец с годами, видимо, стал понимать, что из-за полной погружённости в музыку не уделял детям, пока они были маленькими, столько внимания, сколько бы хотелось. Потому старался хотя бы внуков окружить теплотой и лаской. Периодически передавал в Оренбург из Краснодара с экипажем самолёта подарки, гостинцы, однажды даже отправил щенка – персикового пуделя.
– Отец и сам рано начал самостоятельную жизнь, и меня не побоялся отпустить в Москву 11-летним, – размышляет Тарас Григорьевич. – Но это научило меня ответственности, всегда было чувство, что нельзя опозорить отца, что нужно быть достойным сыном. И музыку писать я нарочно никогда не пробовал, чтобы не сравнивали с ним.
Каждые пять лет, когда подходит круглая дата, Пономаренко организует в Оренбурге концерт в память об отце. В программе всенародно любимые песни, прекрасные в концертном и в застольном исполнении: «Подари мне платок», «Не жалею, не зову, не плачу», «Ой, снег-снежок», «Я назову тебя зоренькой» и многие-многие другие, и, конечно, «Оренбургский пуховый платок».
Драгоценный листок
Пожелтевшая страница, вырванная из нотной тетради, с записанными нотами и текстом песни в честь доярок Оренбуржья авторства Григория Пономаренко сохранилась у Вячеслава Кузьмина, министра труда и занятости населения Оренбургской области.
– Это был 1983 год, кажется, февраль. Я тогда работал инструктором обкома партии в сельхозотделе, курировал молочное направление. В тот день область чествовала доярок-трёхтысячниц, их собрали в здании агропрома, вручили награды, а потом устроили застолье. Одними из почётных гостей были и Григорий Фёдорович с супругой. Я отвечал за то, чтобы их встретить, доставить из гостиницы на торжество. И вот доярочки, почти все в пуховых шалях, уже пропустили по рюмочке, немного раскраснелись, спели «Оренбургский пуховый платок». А Григорий Фёдорович был с инструментом и подыграл. И вдруг он говорит мне, мол, вот я написал песню «Мы доярочки-трёхтысячницы», давайте споём. А как споём, нужны же слова!
Я помчался в обком. Там был ксерокс, но в те времена, чтобы размножить документ, нужно было собрать ряд подписей руководства. Я, конечно, переживал, что меня сейчас развернут с моей песней. Пробежал по кабинетам – и мне не отказали! Вернулся, раздал по столам листы с песней, Пономаренко был удивлён, как быстро получилось всё организовать. Сразу наиграл мотив куплета, припева, самые голосистые доярочки подхватили. Слова незатейливые, но точные, мелодия душевная. И все вместе спели! Получилось весело.
Потом я расспросил Григория Фёдоровича, как родилась песня «Оренбургский пуховый платок». Он рассказал, как, приехав создавать первый репертуар для только что организованного Оренбургского народного хора в 1959 году, они вместе с поэтом Виктором Боковым однажды утром пошли на рынок. Оба переживали, что слишком мало внимания уделяют семье, так как всё время в разъездах по работе. И решили купить и отправить матерям по пуховому платку.
Купили, пришли на почту, им запаковали бандероли, и Виктор Боков в сопровождении (там было место для нескольких строк) на своей бандероли написал: «Пусть тебя, моя мама, согреет оренбургский пуховый платок». А Пономаренко сказал: «Посмотри, это же стихи!» Вернулись в гостиницу. Боков тут же написал текст песни, Пономаренко на баяне наиграл и, как поймал мелодию, записал ноты. В течение часа песня была готова! Григорий Фёдорович тогда сказал, мол, когда тебя накрыло, то работается очень быстро.