Во фронтовых треугольниках – часть жизни Анатолия Дроздова
Имя Анатолия Ивановича Дроздова хорошо знакомо жителям Новоорского района Оренбургской области. Анатолий Иванович – участник Великой Отечественной войны. Были на его ратном пути Десна, Сож, Днепр, Карпаты, он также принимал участие в боях на Курской дуге. Среди боевых наград – орден Отечественной войны, три ордена Красной Звезды, медали «За освобождение Праги», «За отвагу», «За победу над Германией».
На послевоенном снимке – семья Дроздовых: Антонина Николаевна, Иван Семёнович и их дети: Роза, Виктор и Анатолий (слева направо).
В войну Анатолий Иванович был связистом. В мирное время, уступая расспросам родных, рассказывал, как связисты, порой ценой своей жизни, обеспечивали бесперебойную связь. Говорил: «Вы в книжках читали, как люди телефонный провод в зубах зажимали, а у меня тоже такой случай был. Провод коротким оказался, я его руками стянул, а для верности ещё и в зубах зажал…»
И ещё один случай передаётся в семье Дроздовых из уст в уста. Дело было зимней ночью. Анатолий Иванович тянул связь. Оружия при себе никакого, в руках – катушка с проводом. Двигался где ползком, где на полусогнутых ногах. И надо же такому случиться: сделав очередной шаг, он в буквальном смысле свалился немцам на голову – угодил в блиндаж. От неожиданности те опешили. Замер и Дроздов. В голове билась только одна мысль: «Что делать?». Решение пришло неожиданно. Команды из него посыпались безостановочно. «Руки вверх! Ложись! Лицом на пол! Бросаю гранату!». Удивительно, но немцы – а их было трое — послушались. Связал их Анатолий Иванович и доставил в свой штаб. За этот подвиг представили его к награде.
Демобилизовался Дроздов 19 ноября 1945 года в звании капитана. Указом президента России к 50-летию Победы ему было присвоено звание майора. После войны окончил Оренбургский педагогический институт. Более 30 лет посвятил детям – работал педагогом. В 1968 году Анатолий Иванович с семьёй переехал в поселок Энергетик. Здесь работал директором Энергетикской школы рабочей молодёжи и как учитель, как ветеран Великой Отечественной войны, гражданин, коммунист вёл большую военно-патриотическую работу с подрастающим поколением. В последние годы перед выходом на пенсию трудился директором вечерней школы, многие его ученики до сих пор хранят чувство благодарности своему педагогу, наставнику. Был председателем совета ветеранов в посёлке Энергетике.
Довелось ему повидаться с однополчанами – ездил на встречу в Новосибирск. Вспоминали ветераны о пережитых вместе днях, сквозила в их словах гордость: ведь это они завоевали Победу. Завоевали ценой своей жизни, своего здоровья. Память о войне Анатолий Дроздов носил в своём теле – осколки после ранения.
Супруги Дроздовы — Анатолий Иванович и Клавдия Ивановна — в любви и согласии прожили 54 года, воспитали четверых детей. Анатолия Ивановича не стало в 2004 году. Фронтовые друзья не сразу узнали о том, что Анатолия Ивановича нет в живых.
После его смерти пришло письмо от его боевого товарища, бывшего командира Александра Ивановича Гаркавенко из Москвы: «Дорогой Толя! Каждый раз, прежде чем начать письмо к тебе, я с благодарностью оцениваю твою верность нашей солдатской судьбе. Ты один, кто пишет и даже звонит аккуратно, как и должен делать фронтовой товарищ. И в моей душе появляется гордость за тебя, за то, что ты по-прежнему являешься настоящим другом, внимательным и отзывчивым, настоящим Человеком с большой буквы. Однако обидно становится за тех, кто живет рядом со мной и не находит нужным ответить на мои поздравления. В последнее время, когда нас осталось немного, таким молчунам я не пишу и не звоню. К тебе есть просьба: вспомни подробнейшим образом, напиши о событиях под городом Струмень, когда дивизия наша и наш батальон связи были в окружении, когда мы чуть не потеряли боевое знамя батальона. После долгих и трудных поисков мне удалось установить, что из окружения выходил 3-й телефонно-кабельный взвод. Больше всего досталось, как вспоминают, отделению сержанта Сидаш Владимира Демьяновича, а именно: Дроздову, Алмазову, Маркову и воспитаннику Иванову, Кулакову (из штрафного взвода). Пиши все, что осталось в памяти, особенно о гибели воспитанника. Все вы, как следует из рассказов, совершили героический поступок! Мы должны рассказывать об этом подвиге детям и внукам. Жду рассказа с нетерпением. Обнимаю, целую, Саша».
Клавдия Ивановна пережила супруга на четыре года. Память о них хранят многочисленные дети и внуки, правнуки. Долгое время в семье бережно хранились фронтовые треугольнички – письма с фронта, которые присылал домой своим родным Анатолий. Писал он часто: и отцу на фронт – он тоже воевал, и маме, и брату Виктору, и сестре Розе. Часть фронтовых писем впоследствии была передана в музей первого Энергетикского садика. По ним можно проследить фронтовой путь Анатолия Дроздова. Эти письма – бесценны. Сегодня мы их публикуем.
Чкаловская область, Ново-Покровский район, с. Чукари-Ивановка
Дроздовой Антонине
полевая почта 14230
26 августа 1943 года
Здравствуйте, дорогие мама, Витя и Роза! Привет с запада, с фронта!
Я пока жив и здоров, чего особенно и вам желаю. Прошедшие дни я провёл неплохо. У нас организовали учебное отделение и занимались. Изучали своё оружие (новое). Теперь будем налаживать связь. Попал я в роту связи. Часть наша на отдыхе. Но в скором времени и в любое время наша часть вступит в бой, и тогда придётся двигаться и нам.
Питание хорошее, хотя и варят два раза. О наших действиях в скором времени увидите в газетах. Пока всё. Будьте живы и здоровы! Обо мне не беспокойтесь. Часть наша умело била немецких «тигров-фердинандов», била, бьёт и будет бить!
До скорого свидания! Целую всех. Ваш Анатолий.
31 октября 1943 года
Дроздовой Розе Ивановне
Здравствуй, дорогая Роза!
Прими от меня горячий привет и лучшие пожелания и успехи в твоей жизни и учёбе.
Я пока живой и здоровый. Нахожусь где, тебе, наверное, известно, то есть на фронте. Теперь я уже за Днепром, а эту реку ты должна знать.
Сегодня от вас получил заказное письмо. Скажи, Роза, маме, что я теперь письма давно уже получаю. Теперь я потерял им уже счёт. Получаю письма от папы, от вас, от Вити и ещё от кого-то, даже сам не знаю. От Вити письма получил недавно. Из его письма можно судить, что ему в Орске кое-как перебиться ещё можно. Хорошо вы сделали, что его отправили учиться.
Вот всё. Учись, Роза, лучше, помогай маме, не скучай. Будь жива, здорова. Твой брат Анатолий.
В этом же письме на другой страничке – приписка маме.
Здравствуй, дорогая мама!
Привет от твоего сына Анатолия. Сообщаю тебе, мама, что я пока живой и здоровый, чего и вам желаю. Получил ваше заказное письмо. Спасибо, мама, за заботу. Скоро напишу подробное письмо. На этом пока всё.
Анатолий.
1 июля 1944 года
Здравствуйте, дорогая мама и Роза!
Во-первых, сообщаю, что я пока живой и здоровый, чего, конечно, и вам ото всей души желаю, мои дорогие.
Позавчера получил ваше письмо, за которое благодарю и которое сильно меня обрадовало. Дорогая мама, я очень рад, что ваше здоровье стало лучше. Высадка союзных войск, конечно, вас обрадовала, это неплохо, в скором времени фронт этот должен расшириться и тогда будет уже полноценный второй фронт. Хотя мы сами даём немцу неплохо. Вы видите, что происходит в Белоруссии, то же может быть и у нас.
Пока всё. Живу хорошо. Сейчас мы находимся возле самой речки Серет, в тыловой части нашего хозяйства. Климат здесь тоже холодноватый. Часто идут дожди и нередко прохладные дни, но всё же уже начинает поспевать рожь, вишня, черешня и другие ягоды – клубника, земляника и т. д. Сейчас здесь хорошо, не обижаюсь.
Будьте живы и здоровы. Анатолий.
21 ноября 1944 года
Здравствуйте, дорогие мама и Роза!
Во-первых, сообщаю, что я пока живой и здоровый, чего, конечно, и вам желаю, мои дорогие.
Вчера получил от вас письмо, писанное мамой 30 октября. Я вам тоже в этот день послал письмо и поздравлял вас с праздником, но, видно, и оно тоже опоздало.
Благодарю, мама, за письмо, спасибо. Да, действительно, вспомнишь, что когда-то были вместе все и как-то уже не представишь. Кажется, что это было давно, давно, а всего-то каких-то неполных два года.
Ну ничего, может, обойдётся всё благополучно и тогда будет всё хорошо.
А конец этот теперь уже можно сказать точно, что недалёк тот час, когда логово фашистского зверя будет разгромлено. Живу я сейчас хорошо, стоим на месте. Готовимся к следующему удару, который, может быть, будет последним или предпоследним. В общем, гадать я не буду, а что будет — увидите или, вернее, увидим. Соберём силы, которые были когда-то против нас, а их много, и общими усилиями пойдём дальше. Об этом всё.
Здесь был 9 и 11 снег, а сейчас весь растаял и как будто начинает подсыхать, но навряд ли. Утром бывают морозы, но днём опять раскисает.
От папы последнее письмо получил, кажется, за 15 октября. Получил письмо от Вити уже с адресом его новой квартиры.
Ну вот всё. Будьте живы и здоровы. Желаю вам счастья в жизни и работе. Крепко целую, Анатолий.