«Иван да Марья». Как музыкальная пьеса на сцене музкомедии ожила
Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии представил долгожданную премьеру детского спектакля «Иван да Марья» со звуковым оформлением Кима Брейтбурга. 15 декабря состоялся премьерный показ.
В интервью RIA56 режиссер-постановщик Алла Чепинога отметила, что в детском спектакле одним из главных слагаемых успеха, наряду с музыкой и исполнением, является драматургия, проще говоря, пьеса. К сожалению, но, так бывает довольно часто, когда постановка удачная, актеры на высоте, музыка – просто отличная, но пьеса – скучная, диалоги невыразительные, нет активного действия. Тогда весь спектакль идет насмарку, ведь на него нет отклика из зрительного зала, от самых придирчивых зрителей – детей. Так вот, в спектакле «Иван да Марья» этот пункт на высоте. Пьеса Евгения Муравьева динамична, остроумна, понятна и доступна всем возрастным категориям, исключая совсем маленьких зрителей. А когда пьесу сопровождает яркая музыка и отличная постановка, то можно считать, что это – успех.
Так и произошло на премьерной постановке в Оренбургской музкомедии. Процитирую еще раз режиссера Аллу Чепинога, которая обозначила жанр постановки, как эстрадный спектакль, не мюзикл, как было бы привычнее, не водевиль, а именно ЭСТРАДНЫЙ спектакль. Понять режиссера можно, только посмотрев готовый материал. Думаю, что большинству зрителей абсолютно все равно, как обозначен жанр, — было бы интересно! Но все равно хочется разобраться, в причинах именно такого режиссерского посыла. Мне показалось, что в некотором смысле постановка напоминает эстрадный концерт: каждый персонаж исполняет один, а то и два ярких музыкальных номера, нет развернутых дуэтов или ансамблей, как в мюзикле, а действие развивается стремительно, только успевай следить за сюжетом.
Думаю, что Кима Брейтбурга можно со всем основанием назвать своеобразной фабрикой по производству хороших мелодий, и это сейчас, когда официально признан спад на создание интересных музыкальных произведений. Да, музыку Брейтбурга вряд ли можно отнести к безусловным шлягерам, как, например произведения Максима Дунаевского, но она, несомненно, яркая и оптимистичная, а это как раз то, что нужно для детского спектакля. И еще – её много, каждый персонаж (а их – девять, плюс хоровые и танцевальные номера), имеет свою мелодическую характеристику, и они весьма разнообразны. А то, что буквально с первых тактов, зрители начинают подхлопывать (напомню, музыка совсем не знакомая, не шлягеры, как в «Трех мушкетерах»), говорит о том, что она пришлась по душе.
Также по душе пришлись и герои пьесы, вернее исполнение актерами ролей этих персонажей. А замечательное сочетание великолепной актерской игры и музыкальности дает исключительный результат. Так, Царь в исполнении заслуженного артиста России Александра Лазутина, как всегда у этого актера, пластичен и выразителен. К тому же, Лазутин прекрасно умеет «держать паузу» в тех местах, где имеют место определенные аллюзии на современную тему. Пример: Иван-царевич, сопротивляясь решению отца, в отчаянье кричит – «Я против!» – на что Царь спокойно замечает – «А никто и не выбирает». Пауза… и шквал аплодисментов взрослых зрителей.
В ролях молодых лирических героев, Ивана и Марьи, вольготно чувствовали себя молодые артисты Александр Попов и Евгения Провоторова. Особенно хочется отметить, что Александр Попов раз от разу рисует на сцене яркие, но каждый раз разные характеры. Его Дубровский и д’Артаньян уже вошли в анналы самых удачных сценических образов. Иван, ясное дело, проще, но все равно он удачно вписался в этот актерский ряд. Достойно вошла в галерею положительных персонажей сказки Киса-Анфиса (внучка Ученого кота, — прим. RIA56) в исполнении Елены Колчановой. Её прелестная «кошачья» пластика и талантливая актерская игра очень понравились и детям и взрослым.
Бурю восторга вызвали Богатыри Илья и Алёша в исполнении Дениса Дрючина и Дениса Радченко. Небольшой эпизод с их участием, несомненно, стал украшением спектакля. Особенный реверанс хочется сделать в адрес Дениса Радченко, который блестяще воплотил образ Алёши, который, конечно, был известным Богатырем, но потом обленился и превратился в «Богатыря поневоле» (А что!? Дел-то богатырских в царстве почти не осталось!). Отмечу, что талант Дениса Радченко в последнее время становится все более многогранным, особенно после того, как он воплотил драматические образы Менделя Крика в «Биндюжнике и Короле» и графа Резанова в «Юноне и Авось», его переход на комедийные роли (герцог Бэкингем в «Трех мушкетерах» и вот теперь Алёша) явился неожиданным, но приятным событием.
И, наконец, главные отрицательные герои – нечистая сила в лице семейства Бабы Яги, Соловья-Разбойника и из дочурки Кикиморы. Всем известно, что отрицательные персонажи пользуются особой любовью зрителей, ввиду несомненной яркости характеров. Так случилось и на этот раз. Семейка получилась «на загляденье»: Баба Яга как-то неудачно стала колдовать, Соловей-разбойник никакого дохода с разбоя на дорогах не приносит, а дочка-то уже на выданье, где жениха-то взять? И тут рождается у них хитроумный план — проникнуть обманом в царский дворец, арестовать Царя и, одурманив Ивана, женить его на Кикиморе. Исполнители ролей этих негодяев буквально купаются в своих образах. Баба Яга (Елена Клименко) переживает «творческий кризис» в колдовстве и это выражено в немного ломкой пластике, и характерных «злодейских» движениях. Музыкально же этот образ решен в лучших традициях советских мультфильмов. Юная Кикимора (Ирина Низамова) – настоящий «перпеттум мобиле», двигается, танцует и поет просто отлично. Что же касается Соловья-разбойника, то Сергей Фурсов наделил его столь яркой харизмой, что зрители с самого начала не захотели считать его отрицательным персонажем, случайно, мол, в эту дурную компанию попал. А когда в конце спектакля зрители решают судьбу злодейского семейства, отправляя их на перевоспитание, то факт присоединения Соловья к Богатырям, вызвал в зале неописуемый восторг.
Нельзя в очередной раз не сказать комплимент балету и хору театра. Да, их немного, но они в прекрасной форме и их исполнение радует глаз. Что же касается режиссерской работы, то хочется искренне поблагодарить Аллу Чепинога за то, что её постановка доказала, что в театре музыкальной комедии работает исключительно яркий творческий коллектив с огромными возможностями. Директор театра Светлана Борисова в интервью RIA56 отметила, что спектакль «Иван да Марья» стал настоящим подарком и для театра и для зрителя. Будем надеяться, что это – не последний подарок.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Оренбургская музкомедия готовит новогодний мюзикл «Иван да Марья» на музыку Кима Брейтбурга
Алла Чепинога: Оренбургские артисты – настоящие фанатики!
Сказка «Иван да Марья»: в Оренбурге покажут, как Баба Яга выдавала замуж Кикимору