«Космос» отмечает полвека: RIA56 заглянул по ту сторону экрана
Ровно 50 лет назад, 23 января 1967 года, Оренбургский облисполком принял решение открыть несколько широкоэкранных кинотеатров: «Спутник» в посёлке Энергетик, «Заря» в посёлке Ясный и «Космос» в Оренбурге. «Спутник» уже закрыт, а остальные синематографы продолжают радовать жителей интересными новинками. RIA56 заглянул по ту сторону «Космоса» и узнал, чем кинотеатр живёт сегодня.
Добро пожаловать в кино
С чего начинается любой кинотеатр? Не с потребности ли человека увидеть фильм на большом экране? Скорее, всё-таки, с… кассы. Без билета просто-напросто можно забыть о просмотре – не пустят в зал, и прощай, новинка!
И в мороз, и в жару приятно очутиться в месте с комфортной температурой. Заходя в «Космос» зимой, ощущаешь приятное, но ненавязчивое тепло: в пот не бросает, но от шапки избавляешься.
Оглядываешься. Светло! Влечёт чуть слышный аромат свежеприготовлен
Очередь двигается. Приветливый кассир не только протягивает билет на сеанс, но и рассказывает об акциях, репертуаре и поможет определиться с выбором:
— Здравствуйте! Какие фильмы у вас в 17:00? А я успею?..
Несмотря на то, что расписание доступно в интернете, кассир ответит на вопросы. Мало ли, вдруг человек спонтанно решил пойти в кино? Каждый посетитель дорог.
Дальше – фойе, где можно провести время перед сеансом. Удобные мягкие диваны, ненавязчивая приятная музыка и… много афиш! Здесь – большие, картонные и объёмные стенды, окружающие посетителя с двух сторон так, чтобы каждому сидящему было видно. А вот у входа забавная…ёлка? Анонсирующая «Ёлки 5».
Кстати, все афиши и картонные конструкции хранятся на складе кинотеатра вместе с другим «раздаточным» материалом. Нередко «Космос» проводит акцию под названием «Афишемания»: билет на фильм меняешь на любую вывеску. И люди приходят! Может, кому-то для антуража не хватало картонного «Выжившего». А если вы не храните старые билеты или не следите за акциями, но желаете поставить у себя дома, допустим, ту самую ёлку у входа, то это выполнимо. Необходимо лишь рассказать о своём желании любому сотруднику киноцентра, а он уже свяжется с ответственным лицом. Обычно такие «сообщения» доставляются быстро. Можно – по секрету – и забронировать понравившиеся афиши. Сотрудники с улыбкой признались, что люди тоже так делают.
Билеты в кармане, вещи – в гардеробе. Можно наслаждаться ароматом попкорна. Вы когда-нибудь замечали, что у лакомств различных кинотеатров – свой, особенный вкус? Вроде бы, жареная кукуруза с солью или сахаром, но… Ощущения-то разные! То ли действительно уникальная рецептура, то ли предвкушение грядущего просмотра делают попкорн особенным.
Самое популярное лакомство в «Космосе» — сладкий попкорн, карамельный – у детей. Для юных зрителей также предусмотрены наборы с милыми фигурками.
Вот контролёр проверяет билеты, желает приятного просмотра. Заходишь, садишься на место. Чистое место в чистом зале – после каждого сеанса здесь тщательно убираются. А мусора после очередного киносеанса здесь достаточно: разбросанная еда и стаканчики. Почему-то в нашем создании заложено (или подсмотрено у соседа), что можно уйти, оставив ведро из-под попкорна, всё равно же уберут. А ведь у выхода стоят мусорные баки…
Выключается свет. Начинается таинство.
Святая святых
Ничего таинственного или необычного в пути от кассы до места, указанного на билете, нет. Все мы не раз проходили это расстояние, и атмосфера кинотеатра кажется нам обычной. Казалось бы, простая работа технического персонала (свет, музыка и многое другое) не замечается, растворяется, становится априорной. Но как только в зрительном зале гаснет свет, а на экране появляется картинка, наступает волшебство. Тоже незаметное из-за обыденности – подумаешь, изображение, и телевизор показывает! Только проектор присоединить…
Всё отнюдь не так просто. Аппаратная – то маленькое окошечко, из которого «да будет свет» — святая святых, сердце любого кинотеатра.
***
Мы поднимаемся по «секретной» лестнице на второй этаж. Чувствуется некая наэлектризованно
За тяжёлой дверью – аппаратная, где за техникой и показом следит киномеханик. В воздухе витает запах электричества, слышен шум работы проектора.
В «святая святых» старого зала стоят 2 проектора: один старый, плёночный, уже не действует, но хранится, другой – новый, «Кристи», транслирующий картинку на новый серебряный экран. Провода (кстати, непыльные) и чистота, огромная серебряная «труба», охлаждающая технику, и «Уголок киномеханика» с информацией для специалистов.
Здесь уютно и безопасно. Раньше, когда кино ещё не перешло на «цифру», профессия киномеханика была сложнее и рискованнее: было необходимо постоянно следить за синхронизацией картинки и звука, да и работа с «химией» не приносила пользу здоровью. С новым оборудование работать легче, главное – проверять трансляцию, соблюдать технику безопасности и ухаживать за оборудованием. Но и от форс-мажоров избавиться невозможно: техника непредсказуема.
На экране рядом с проектором отражено, сколько показано фильма: 69%, 75%… В зале всё нормально – можно посмотреть на фильм через маленькое окошечко. Неудобно для полноценного просмотра, но для оценки ситуации – в самый раз…
Кино будет! А какое?
Таинство продолжается. Если в общих чертах понятно, как нам показывают фильмы, то почему в репертуаре кинотеатра стоят те или иные кинокартины – уже загадка.
— Мы, отдельно стоящие кинотеатры, выбираем фильмы для каждого зрителя: у нас есть и балеты, оперы, концерты, и спектакли, даже и арт-хаусное кино, проводим фестивали, а не только блокбастеры. Мы стараемся угодить всем, — рассказала нам менеджер по репертуарному планированию «Космоса» Наталья Болдина. – В основном, фильмы выбираю я. Четыре раза в год проходят кинорынки, где собираются дистрибьютеры, представляют разные фильмы и приглашают кинотеатры. Показывают ролики, 15-ти и 20-минутые фрагменты, реже – целые фильмы. Там мы выбираем фильмы на 3 месяца вперёд и составляем репертуар.
От Натальи Болдиной зависит не только, что покажут зрителям, но и когда: она составляет расписание показов. Из-за того, что не всегда есть возможность оценить фильм «от и до», некоторые кинокартины не оправдывают возложенных на них ожиданий. Короткий ролик был интересным и интригующим, но фильм не пользуется популярностью у зрителей. Тогда уменьшается количество сеансов, а они, в свою очередь, сдвигаются на более позднее или раннее время.
А бывает и обратная ситуация: фильм не был показан в «Космосе», а зрители просили, чтобы его показали. Так во «второй экран» вышел «Монах и бес», понравившийся публике. Кстати, учитывается мнение зрителей и по поводу текущих фильмов. Если кинолента пользуется «спросом», в социальных сетях, на сайте или по телефону просят, чтобы фильм показали подольше, так и будет – при благоприятных обстоятельствах. Например, «28 панфиловцев» долго находится в репертуаре и не теряет популярности.
— На данный момент существуют 2 способа передачи фильмов: через жёсткий диск и по спутнику. Перед началом проката нам приходят ключи, без которых мы не можем открыть фильм, — продолжила менеджер. – В репертуаре где-то 20% российских фильмов за год, в этом году их количество и качество увеличилось. Да и дистрибьюторы представляют на рынке больше отечественного кино…
Интересно, что карьера Болдиной началась в 2009 году с должности кассира в кинотеатре. Но профессионализм и неподдельная любовь к кинематографу сделали своё. Иногда Наталья смотрит фильмы дома, но сейчас из-за новогодней загруженности нет времени даже для их просмотра в родном «Космосе».
Бесконечное кино
О кино можно говорить бесконечно, как и о кинотеатрах. Например, в «Космосе» есть своё «чёрный список» «отличившихся» посетителей. Редко, но всё же приходится выпроваживать нетрезвых и буйных людей из зала. Кстати, с введением ограничений употребления алкоголя в общественных местах, дебоширов стало меньше. А пиратства и вообще не было.
Ещё один интересный факт: фильм покажут и для единственного зрителя. В практике «Космоса» были такие случаи, когда не сеанс не приходил никто или приходил лишь один человек, ради которого всё работало. Но если он уходит из зала, контролёр обязательно спросит: «Вы вернётесь?». Если нет – фильм выключат.
Кстати, фильмы приходят с уже «вшитыми» трейлерами. Так что нередко в кинотеатрах показывали тизеры фильмов, которые не вошли в репертуар. А вот с оренбургской рекламой, которая тоже встречается даже в «Космосе», дело обстоит иначе.
На утренние сеансы чаще всего приходят студенты и пенсионеры. Самые популярные фильмы – блокбастеры. «Час-пик» — вечер, но ещё не ночь. Раз в год в кинотеатре и советское кино показывают (в День российского кино), а билеты стоят всего 20 копеек. Рестораны и кафе на территории «Космоса» — кроме попкорн-бара – не принадлежат кинотеатру…
Таинство рано или поздно заканчивается. Наступают титры, включается свет. И хотя разбросан попкорн и оставлены стаканчики, любой кинотеатр с нетерпением будет ждать новых зрителей, а профессионалы сделают всё, чтобы аудитория была довольна. До нового таинства…