По следам бурого медведя: оренбургские ученые проводят исследования в заповеднике Шайтан-Тау

Оренбургская область – степная столица России, однако, есть в ней и лесные массивы, низкогорные дубравы с богатым животным и растительным миром. Исследователи региона знают, а для обывателя станет откровением, что в чащах Тюльганского и Кувандыкского районов Оренбургской области можно встретить следы постоянного обитания крупных хищников, не только волка, рыси, но и хозяина леса – бурого медведя.

Бурый медведь, как объект исследований, всегда привлекал внимание множества ученых и натуралистов. Первыми исследователями териофауны Оренбургской области являются Петер Паллас, Эдуард Эверсманн, Петр Рычков. В книгах этих авторов приводится описание состава животного мира Южного Урала, в частности встречаются упоминания о встречах бурого медведя в лесных массивах Уральских гор.

Оренбургский териолог Валентина Руди отмечала, что «с середины XIX века и до конца XX столетия медведи в области не встречались. Следы медведя были нами обнаружены во время экспеди­ции в 1970 году в отрогах Южного Урала по хребту Дзяу-Тюбе».

 — И все же стоит сказать, что на территории ныне действующего заповедника «Шайтан-Тау» бурый медведь обитал испокон веков, — подчеркивают исследователи. — Сегодня это малочисленный, но при этом обычный вид. Увидеть этого хищника на Урале удается редко. Он очень осторожен и часто избегает встречи с человеком.

В заповеднике «Шайтан-Тау» наблюдения за медведями ведутся не только при встречах, но и дистанционно с помощью фотоловушек и по следам жизнедеятельности (отпечатки лап, задиры на деревьях и т.п.).

Современные исследования экологии бурого медведя в Оренбуржье, проводимые с 2008 года Андреем Латыповым, продолжаются в рамках научно-исследовательских работ ФГБУ «Заповедники Оренбуржья». Уже на второй год наблюдений за бурым медведем на территории заповедника «Шайтан-Тау» установлен факт постоянного присутствия хищников. Здесь косолапым хватает кормовых ресурсов и защитных условий.

Кроме того установлено, что современная южная граница его распространения проходит южнее, чем утверждалось ранее. Дубравные лесостепи занимают не значительную площадь южных отрогов Уральских гор, это зона постоянного проживания взрослых медведей, которые не намерены делить ее с прибылыми животными, в том числе перемещающимися с территории Башкирии. Молодые медведи вынуждены уходить в поисках «своей» территории на десятки и сотни километров южнее, по степным балкам до зоны типичных степей. Такие случаи отмечались не раз, в том числе на территории участка «Буртинская степь» заповедника «Оренбургский» в Беляевском районе.

Как отмечает Андрей Латыпов, научные исследования экологии бурого медведя на Южном Урале, в частности в Оренбургской области, весьма актуальны.

 — Новизна такой работы объясняется тем, что никто никогда не изучал бурых медведей на широчайшей границе его ареала обитания в России, — говорит ученый. —  В этой динамичной зоне происходит много интересных процессов связанных с поведением, пространственным и сезонным распределением, экологией зверей. Полученные знания помогут сформулировать методы охраны и рационального использования природных ресурсов.