Пилот Катюша
Первая и единственная в истории женщина, совершившая воздушный таран, была удостоена звания Героя Советского Союза в 1990 году.
Жители украинского села Анастасьевки Сумской области 12 сентября 1941 года видели, как наш, советский бомбардировщик Су-2 сражался с семью фашистскими истребителями Ме-109. Сбил одного и таранил другого. Но был подбит и врезался в землю за околицей.
Побежали помочь. Но лётчик был мёртв. Нежный овал лица. Короткая стрижка. Тонкие брови вразлёт. Нашли орденскую книжку, комсомольский билет, орден Красного знамени и удостоверение личности: старший лейтенант Зеленко. Имя — Екатерина. Лётчица. Её похоронили, завернув в парашют, а документы спрятала и сохранила местная учительница: немцы вошли в село наутро.
До своего 25-летия Екатерина Зеленко не дожила всего лишь два дня.
Небо Оренбурга
Её родные рассказывают, что она с малых лет грезила полетами, с восторгом смотрела на пролетавшие самолеты. Ещё в школу не ходила, когда взобралась на старенький сарай и, раскрыв обыкновенный зонтик, спрыгнула с крыши. Ушиблась, но не плакала. Если бы об этом «полете» она не вспомнила в письме к сестре, трудно было бы поверить.
В курский аэроклуб, где она отлично училась, в 1933 году приехала комиссия Оренбургского военного училища летчиков, тогда оно называлось 3-й военной школой лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени Ворошилова. Надо было отобрать лучших курсантов. Из шести девушек в училище приняли только двоих: Катю Зеленко и Нину Русакову, которая потом стала известной лётчицей-испытателем. Обе девушки получили комсомольские путевки в Оренбург.
Из воспоминаний Нины Русаковой:
«В Оренбурге мы жили в одной комнатке, обучились, правда, у разных инструкторов. Программу Катя усваивала быстрее, как говорят, со знанием дела. Девушкой Зеленко была статной, подтянутой и крепкой. Предпочитала короткую стрижку. Никогда и ни в чем не уступала курсантам-юношам. Училась на отлично».
Подполковник Борис Миневрин, собиравший материалы о воспитанниках Оренбургского авиационного училища летчиков:
«Первый самостоятельный полет Кати-курсанта… Было холодное февральское утро. Девушки-курсантки прибыли на аэродром, где ожидались контрольные полеты с командиром отряда. Катя Зеленко, услышав команду «По самолетам!», резко поднялась в кабину, пристегнула ремни. Запустив двигатель, она вырулила на исполнительный старт, дала газ, и самолет поднялся в небо. Когда полет по кругу был завершен, командир отряда, улыбнувшись, сказал: «Летаете хорошо! Теперь полетите одна». «Есть лететь одной!» – выпалила Катя.
Самостоятельный полет девушка выполнила блестяще. И высшей наградой ее мастерству было слово инструктора: «Отлично».
О серьезности подхода Кати к учебе и овладению летными навыками говорит и тот факт, что основной курс Оренбургской летной школы она закончила менее чем за 11 месяцев. С отличием. Уже в декабре 1934 года Катя Зеленко в возрасте 18 лет стала военным летчиком».
Невероятный бой
Именно так можно назвать последний бой Кати Зеленко. Немецкие танковые колонны прорвали наш фронт, и она летела на разведку на ближнем бомбардировщике Су-2. Кто читал нашумевшую книгу Виктора Суворова «Ледокол», то именно такой самолёт, по уверениям автора, –доказательство того, что Советский Союз планировал первым напасть на Германию в 1941 году. Для обороны, мол, массовый бомбардировщик был бы не нужен. А конкурс на разработку и постройку Су-2 был поэтому до того секретным, что самолёт именовался «Ивановым».
Не будем вдаваться в полемику. Но сбил Катю немецкий истребитель Ме-109, который тогда превосходил по своим данным даже все советские истребители. А какой шанс был у Кати? Никакого. К примеру, скорость Су-2 около 450 километров в час, а Ме-109 развивал около 560 километров час.
И тем невероятнее были последние минуты жизни выпускницы Оренбургского авиационного. Всё было против неё. Во-первых, её бомбардировщик летел без всякого истребительного сопровождения, фашисты за первые дни войны уничтожили значительную часть нашей авиации на земле.
Во-вторых, это был уже третий её вылет за этот день, и можно представить себе, как она устала.
В-третьих, её атаковали сразу семь истребителей противника Ме-109. Зеленко вместе со штурманом Николаем Павлыком приняла бой. Из свидетельства штурмана мы знаем: «Я вел заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку пулемёта. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой».
Павлык благополучно приземлился на своей территории и вернулся в часть, однако о том, что происходило дальше с Зеленко, он ничего не знал. На аэродром летчица не вернулась, и в документах полка появилась запись: «Судьба неизвестна». Лишь после войны от местных жителей села Анастасьевка удалось узнать подробности о последних минутах жизни пилота. Согласно их воспоминаниям, Зеленко продолжала бой с самолетами противника до тех пор, пока у нее не кончился боекомплект. Ее самолет имел серьезные повреждения, и она могла спастись, выпрыгнув с парашютом, но вместо этого пошла на таран.
После столкновения советский самолет сразу полетел вниз. Немецкий истребитель смог пролететь еще два километра и также разбился. Самыми известными в истории отечественной авиации стали тараны Петра Нестерова и Виктора Талалихина. Но история знает и этот уникальный случай, когда на такой подвиг пошла хрупкая девушка. Командование полка представило летчицу к званию Героя Советского Союза, однако она была награждена орденом Ленина посмертно. Возможно, причиной этому послужила неясность ее судьбы.
После войны однополчане Зеленко многие годы добивались того, чтобы первая и единственная в истории женщина, совершившая воздушный таран, была удостоена звания Героя Советского Союза. Их усилия увенчались успехом лишь много лет спустя: соответствующий указ был подписан Михаилом Горбачевым в 1990 году.
Загадка того боя
Может быть, читатель несколько усомнился:
– Что же это немецкие асы так глупо себя вели? Один подставился впереди прямо под пулемёты, второй не ушёл от тарана и не использовал преимущество в скорости почти в сотню километров в час. Да так ли всё было на самом деле?
У кого проконсультироваться нынешнему журналисту, когда из фронтовых лётчиков нет почти никого? Поговорил с Валерием Лежниным. Он руководит небольшим, но очень интересным музеем космонавтики в том здании бывшего Оренбургского авиационного училища, что на улице Челюскинцев. Музей этот – и училищный. Валерий Иванович – выпускник училища, военный лётчик первого класса, подполковник в отставке. Наша газета не раз обращалась к его авторитетному мнению в материалах о непростой судьбе бывшей «лётки».
– Я думаю, фашистские лётчики просто обнаглели, решили, что перед ними очень лёгкая добыча. Знали бы они ещё, что за штурвалом девушка… Мне кажется, что они думали и взять Су-2 в кольцо и увести на свой аэродром, взять в плен. Поэтому первый Ме-109 и выскочил перед носом нашего бомбардировщика, «заслонив ветровое стекло», как рассказывает штурман. А как удалось Екатерине таранить второго фашиста? Тут, конечно, сказалось и лётное её мастерство, и то, что Су-2 был довольно маневренным самолётом. И она это умело использовала.
У войны не женское лицо
Это крылатое выражение Светланы Алексиевич. «На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более миллиона женщин. Не меньше их принимало участие в партизанском и подпольном сопротивлении. Им было от 15 до 30 лет. Они владели всеми военными специальностями – лётчицы, танкистки, автоматчицы, снайпера, пулемётчицы… Женщины не только спасали, как это было раньше, работая сестрами милосердия и врачами, а они и убивали.
Женщины рассказывают о войне, о которой мужчины нам не рассказали. Такой войны мы не знали. Мужчины говорили о подвигах, о движении фронтов и военачальниках, а женщины говорили о другом – как страшно первый раз убить или идти после боя по полю, где лежат убитые. Они лежат рассыпанные, как картошка. Все молодые, и жалко всех – и немцев, и своих русских солдат.
После войны у женщин была ещё одна война. Они прятали свои военные книжки, свои справки о ранениях – потому что надо было снова научиться улыбаться, ходить на высоких каблуках и выходить замуж».
Да, женщина самой своей природой не предназначена для войн. Она — продолжение и сбережение рода человеческого. И если она идёт убивать и погибнуть самой, то это противоестественно. Но не её в этом вина. Если вдуматься, и воюя, она защищает то, ради чего живёт: чтобы жизнь на Земле продолжалась.
Женщина и на войне оставалась женщиной. Генерал-полковник Андрей Рытов в своих воспоминаниях описал, как он прибыл в полк, где служила Зеленко: «Вдоль берега расположилось несколько домиков, в них жили летчики. Я прошел в один. На полу ни соринки, на окошках занавески, сшитые из марли, стол покрыт скатертью, и на нем даже еловая веточка с симпатичными шишками в баночке красуется. «Вот это порядок! — высказал я похвалу лётчикам. – Молодцы. Кто же у вас такой уют создает?» Пилоты стоят, улыбаются. Затем один из них с гордостью отвечает: «Беспорядка не терпит наша хозяйка». «Какая такая хозяйка?» – спрашиваю. «А самая что ни на есть настоящая. Вон за той занавеской», – отвечает летчик и показывает на полог из ситца, который висит на телефонном проводе. И действительно: край занавески приподнялся, и оттуда вышла девушка. Обута в унты, гимнастерка ладно пригнана, подпоясана офицерским ремнем. В голубых петлицах сверкают три кубика. «Старший лейтенант Екатерина Зеленко!» – браво отрапортовала она».
Екатерина Зеленко очень недолго была замужем за лётчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же полка. Он погиб в воздушном бою через два года. Что он чувствовал, когда молодая жена погибла в бою?
Помните у Бориса Васильева, за что в повести «А зори здесь тихие» казнит себя старшина Федот Васков, когда фашистские звери убивают пять совсем ещё девчонок-солдаток, а он остаётся жив? Что потом, после Победы его и других бойцов спросят: «Что ж это вы, мужики, со смертью их оженили, а сами целенькие?»
***
Астроном Тамара Смирнова открыла астероид светлого спектрального класса S и дала ему имя «Катюша» в честь лётчицы Зеленко. Не в религиозном, а в прямом смысле она продолжает жить на небе.