«Восток-Запад». Один «Шаг» до большого кино

Десятый юбилейный кинофестиваль «Восток-Запад. Классика и Авангард» завершил свою работу. Наверняка, немало будет сказано и о программе киносмотра, и о его новой концепции, но в данный момент хочется обратить  внимание на самый интересный раздел фестиваля – это конкурс дебютных работ под названием «Шаг». В нем приняли участие, в подавляющем большинстве, молодые актеры, которым очень захотелось попробовать себя в режиссуре.

Впрочем, российское кино знает немало примеров, когда талантливый актер становился не менее талантливым режиссером. Первым номером там, несомненно, значится Никита Михалков, но есть и другие – ушедшая от нас, Вера Глаголева, например. Суть в том, что если человек по-настоящему талантлив, ему скучно работать «по команде», а хочется самому сотворить что-нибудь этакое, которое прославит его пусть не на весь мир, но хотя бы на всю страну, что уже немало.

Итак, в программе «Шаг» (довольно символическое название), были представлены 10 короткометражных фильмов продолжительностью от 12 до 30 минут и два полнометражных. Подавляющая часть этих работ выполнена дебютантами, некоторые из которых получают режиссерское образование во ВГИКе, некоторые на Высших режиссерских курсах, а кое-кто просто решил попробовать себя, так сказать, «на таланте».

Проанализировать эти маленькие и большие кинофильмы, на мой взгляд, будет очень интересно, потому что никогда не знаешь – а не присутствовали ли мы при рождении нового Тарковского, Хуциева, Михалкова, etc.

Первый показ состоялся уже 26 августа, и его очень ждали, потому что там представлял новую работу Данила Дунаев, не просто известный актер кино и сериалов, но и тот, кто заслужил премию за свой прошлогодний дебют. Тогда его короткометражная комедия «Кролик» произвела фурор, и побудила Андрея Аникеева подарить ему деньги на следующий фильм, с которым он, собственно, и приехал в Оренбург. Но всех, кто ждал очередную комедию, ждало горькое разочарование, потому что Данила коренным образом изменил стиль и манеру режиссуры и предложил вниманию оренбуржцев абсурдистскую драму «Чудная баба» по пьесе известного драматурга Нины Садур.

Надо сказать, что произведения Садур, которые можно охарактеризовать, как русский абсурдизм, постмодернизм, авангард, широко шли и идут до сих пор на театральных подмостках страны и зарубежья. Такие произведения. как

 «Панночка», «Ехай», и та же «Чудная баба» были весьма популярны еще в доперестроечные годы. По-видимому, очень хотелось доказать, что и в Стране Советов есть свой Ионеско, или Беккет. Правда, и здесь «Чудная баба» стоит несколько особняком.

В разговоре с RIA56 Данила Дунаев признался, что  всегда хотел либо сыграть в этой пьесе, либо её поставить, хотя бы в студенческом театре, о фильме, правда, даже и не мечтал. Но мечты сбылись, когда появились средства, и команда единомышленников. Результатом работы этой команды стал 30-минутный фильм, который, конечно же, не вобрал в себя всю образную и текстологическую особенность произведения Нины Садур, но получился довольно своеобразным вызовом современному обществу потребления. Не всем зрителям пришелся по душе своеобразный сюрреалистический антураж ленты, но все ясно определили для себя, что эта работа – своеобразный шаг вперед молодого талантливого актера, а теперь и режиссера Данилы Дунаева.

Вторым представленным в первый день показа фильмом стала коротенькая лента Эльвиры Болговой «Голоса за окном» сделанная в стилистике немого черно-белого кино. Получилась очаровательная зарисовка про то, как в полуподвальном помещении шикарного ресторана времен НЭПа, две судомойки становятся свидетельницами серьезной ссоры между мужчиной и женщиной (причем, они только слышат их разговор и видят ноги), и, поняв, что дело приближается к кровавой развязке, бросают все дела, и, схватив кухонный нож и топор, устремляются наверх, чтобы помочь несчастной девушке. Оказавшись на улице, героини понимают, что это были лишь съемки кинофильма. Получилось очень милое «кино о кино», сделанное за гроши, но от этого вовсе не бездарное, а очень даже талантливое и стильное.

Третий фильм первого дня – «Богомол» — крутой замес из народных преданий, физиологии и мистики. Режиссер, она же популярная актриса Елена Полякова, на показ не приехала, но, тем не менее, публика единодушно отметила оригинальную задумку, хорошую актерскую игру и интересное визуальное решение.

Второй день показа российской программы «Шаг» носил исключительно психологический, и одновременно, мистический характер. Первым был представлен фильм популярного артиста Кирилла Сафонова, который не приехал на кинофестиваль, под названием «Четвертый». Об этой ленте развернулась целая дискуссия, где, в основном обсуждалась тема плохого знания современной молодежью исторических реалий. В частности, оказалось, что многие из них не знают человека по имени Адольф Шикльгрубер. Но мне лично кажется, что главная тема – это ошибка Божьего промысла, допустившая страшную ситуацию, когда рождение одного ребенка повлекло за собой чудовищный кровавый след – мировую войну и десятки миллионов погибших.  Но вопрос о том, что могло бы быть, если бы рождение маленького Ади было недопущено, остался открытым. 

Отмечу, что в фильме блестяще сыграли Полина Кутепова (фрау Клара Шикльгрубер) и Валентиин Гафт (врач-еврей, уговоривший её сохранить ребенка).

Следующий фильм – вольная экранизация рассказа Стивена Кинга – снят Александром Домогаровым-младшим. Саша, и именно так он просил себя называть, сообщил RIA56, что он не ставил целью пощекотать нервы зрителей картинами сумасшедствия школьной учительницы, а напротив, хотел показать, к чему может привести слишком полное погружение в работу,  вследствие чего тотальное одиночество ведет к большой беде. К тому же, режиссер очень признателен замечательной актрисе Татьяне Кузнецовой, которая не побоялась сыграть эту очень сложную роль.

И, наконец, третий фильм – самый маленький (13 минут) и самый, казалось бы, простой – «Телеграмма», который сняли на телефон два человека – Максим Виноградов и Антон Лапенко. Считаю, что это одна из лучших работ всего конкурса «Шаг», когда на экране, вроде бы ничего не происходит, но все время, зритель находится в постоянном напряжении, в ожидании чего-то, что не объяснить словами.

И, наконец, третий день показа фильмов программы «Шаг», состоявший уже из четырех работ, также принес нежданные открытия (для меня, во всяком случае – два). Первое – это великолепно сыгранная выдающейся актрисой и педагогом Аллой Покровской роль бабушки в фильме «Люба» (режиссер Юлия Мельникова). Небольшой фильм о тотальной вражде и непонимании  между матерью и дочерью, заложником которой оказывается маленькая девочка, напомнил очень многим о том, что терпение и всепрощение не всегда способствуют миру и ладу в семье.

Второй фильм – «Первая любовь», снятый Евгением Морозовым – также посвящен теме одиночества человека в современном мире. Но роковая история встречи после семи лет разлуки тележурналиста (Никита Ефремов) и его первой возлюбленной, на мой взгляд, прозвучала как-то невнятно. Хотя, разговор о том, что ныне журналист – одна из самых зависимых профессий – состоялся. Сцена, когда герой показывает своей подруге кадры репортажей, которые он снимает, зная, что им никогда не дадут зеленый свет на федеральных каналах, потому что они о том, как плохо живет наш народ (это показывать нельзя!).

Третий фильм третьего дня, снятый Татьяной Федоровской, назывался «Хэппи парадайз». Это яркая черная комедия о маленьком человеке, которого в очередной раз обдурила телевизионная реклама. «Хэппи парадайз» — это мужские трусы, к которым, в случае их покупки бесплатно прилагаются права на вождение автомобилем, и, соответственно, обучение этому вождению, правда, в домашних условиях. Герой фильма, замученный жизнью и бытом человек, покупается на эту уловку, не представляя, какое испытание ему предстоит пройти. Блестящая сценарная, режиссерская, операторская, и, конечно же, актерская работа.

Последний же фильм «Душа» (режиссер Валерий Ошомков), при всей его гуманистической направленности, принес мне полное разочарование. Нельзя, прикрываясь благородной целью, демонстрировать слабое качество исполнения по всем параметрам.

Но рассказ о конкурсе «Шаг» был бы неполным без упоминания двух полнометражных работ – это фильм известного актера Владимира Шевелькова, уже успевшего ярко заявить о себе интересными работами на телевидении (сериалы «Станица» и «Тест на беременность»), под названием «О чем молчат французы». Сразу видна работа состоявшегося мастера, фильм «ладно скроен и крепко сшит», в нем есть то, чего не хватает большинству современных российских фильмов – интересный сценарий с чувством юмора и яркой интригой, грамотная режиссура и добротные актерские работы.

Фильм журналиста Леры Сурковой – это экранизация пьесы другого журналиста, к сожалению, трагически погибшей,  во время теракта в аэропорту Домодедово Анны Яблонской под названием «Язычники». Эта беспощадная сатирическая драма сейчас успешно  идет в театрах  Москвы (им. Ермоловой и DOC), а вот в провинции её ставят не очень охотно, по-видимому, именно из-за этой самой жесткой позиции. Но фильм у начинающего режиссера получился сильный и бескомпромиссный. А исполнение роли Татьяной Владимировой фанатично религиозной бабушки – просто высший класс.

Жюри же вынесло свой вердикт в этом конкурсе. Приз в один миллион рублей на постановку нового фильма достался Домогарову-младшему за ужастик по Кингу. Александр Домогаров-старший же получил золотого сарматского льва за вклад в киноискусство.

Да, не всегда мнение зрителей и жюри совпадают, но в этом-то и вся фишка. Посмотрим, как будут складываться дела у дебютантов в дальнейшем, и пожелаем им всяческих успехов.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Оренбург попрощался с кинофестивалем: фоторепортаж церемонии закрытия

Александр Домогаров получил сарматского льва за вклад в киноискусство

«Восток-Запад. Классика и Авангард»: онлайн церемонии закрытия кинофестиваля