Пьесу «Братишки» представили на сцене Оренбургского драмтеатра
Премьера спектакля прошла накануне, 29 марта, на сцене Оренбургского драматического театра. Новый спектакль вышел в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РФ Рифката Исрафилова.
фото: Оренбургский областной драматический театр им. Горького
Английский драматург Рэй Куни на сегодняшний день — самый популярный комедиограф в мире. Его пьесы переведены более чем на 40 языков и поставлены в неподдающемся подсчету количестве театров. Россия не стоит в стороне, и пьесы Куни широко идут на сценах практических всех театров – от Москвы до самых до окраин. Оренбургские зрители встречались с персонажами британского драматурга в спектаклях « № 13, или Чтобы всем было хорошо» и «Клинический случай» (другое название «Чисто семейное дело»). Пьеса «Братишки», написанная мэтром комедии совместно с сыном Майклом, станет третьим подарком любителям остросюжетной комедии.
В свое время драматург написал некое пособие для тех, кто собрался ставить его пьесы. Там он тщательно анализирует свой метод и дает рекомендации актерам и режиссерам. Зачем? – спросят несведущие зрители, — ведь эти пьесы просты и понятны практически всем. Но, нет – автор считает, что его комедии положений нужно относить к малопопулярному ныне жанру «фарса», и при постановке соблюдать определенные требования. В частности, Куни считает, что основная канва его произведений не комическая, а трагическая, ведь в каждой из них с героями происходят события, грозящие крушением не только планов, но и всей жизни. Но каждый раз события складываются таким образом, что выход из жизненного пике связан с целым рядом комических моментов и дурацких ситуаций.
Так случилось и в относительно новой комедии, которую поставил на сцене областной драмы Рифкат Исрафилов. Если следовать постулату Льва Толстого, что «каждая семья несчастлива по-своему», то во вполне благополучном семействе Тома и Линды Кервуд этой несчастливой составляющей являются младшие братья Тома – Дик и Гарри. Они-то и создают в комедии совершенно головокружительный дух немыслимых для нормального человека ситуаций.
В то время, как супруги готовятся к усыновлению ребенка и ждут у себя дома представителя органов опеки, развеселые братишки преподносят сюрприз за сюрпризом Вначале Дик на фургоне, принадлежащем Тому, совершает контрабандный рейс во Францию, откуда привозит несколько ящиков сигарет (к слову, курево на Британских островах –ой, как дорого!), а также не менее дорогой коньяк. Не подозревал любитель поживиться на контрабанде Дик, что во время стоянки в Кале, в фургон забралась парочка нелегальных мигрантов из Косово. Вот с таким «подарочком» он и заявился в добропорядочный дом старшего брата. Второй же братец Гарри, работающий санитаром в морге –и того чище – притащил в дом части мертвого тела, являющегося полигоном для занятий студентов-медиков. И началось!
Теперь самое время обратиться к словам самого Куни, который убедительно просил постановщиков спектаклей большое внимание уделить подбору актеров. В частности он пишет «некоторые думают, что актер-комик сможет «обслужить» фарс хорошо. Но на деле это может привести к настоящему бедствию. Фарс нуждается в актерах, которые смогли бы сыграть трагедию, но при этом обладали бы техникой, выносливостью и ловкостью. Все происходящее при общей напряженности ситуации должно легко восприниматься зрителями. Персонаж не может стоять в центре сцены и рассуждать о своих проблемах. Они должны быть в постоянном движении и разрешать свои проблемы быстро, чтобы зритель не мог опомниться».
То, что происходит в спектакле оренбургского театра, в полной мере соответствует указаниям автора. Темп задан такой, что просто иной раз не успеваешь следить за бешено меняющимися событиями. Актеры живут на сцене в столь интенсивно меняющемся ритме, что у зрителя иной раз голова идет кругом – что еще придумают братишки, в какой капкан попадут старший брат и его жена, и – самое главное – как они из этой ситуации выпутаются. Главным двигателем интриги в спектакле является Гарри. Исполнитель этой роли Сергей Шахмуть выполняет поистине головокружительные трюки в точном соответствии с авторской задумкой, и ни на секунду не дает усомниться в том, что своими дурацкими идеями желает всем добра.
Также точно соответствует авторскому замыслу Сергей Тыщенко, исполняющий роль Тома, то есть человека, которому пришлось расхлебывать всю ту адову кухню, которую соорудили в доме братья. От его первоначальной британской чопорности не остается и следа, когда ему приходится буквально в считанные секунды принимать решения и разруливать ситуации. Эдуард Султанбеков замечательно точен, играя придурковатого неудачливого контрабандиста Дика. Полна очарования Линда Кервуд в исполнении Юлии Каштановой.
В целом, можно считать, что постановочная группа во главе с Рифкатом Исрафиловым идеально справилась с задачей сыграть настоящий фарс, или, как говорил сам Рэй Куни, трагедию в жанре комедии.
Кстати, в 2005 году Куни был пожалован в офицеры Ордена Британской империи, то есть его заслуги в жанре комедии были отмечены высшей наградой страны.