Пётр Кононенко: С «сорокопяткой» всю войну
Не было, наверное, в Оренбургской области человека, которого бы не коснулась Великая Отечественная война. На фронт уходили целыми семьями, а возвращались не все. Раненые, покалеченные, с осколками в груди, но не побежденные, приходили солдаты с войны на родину. Они не считали себя героями и не любили рассказывать о том, что им пришлось пережить. Вот и Петр Тимофеевич Кононенко из Ключевки Беляевского района при жизни неохотно рассказывал о войне.
Как же рвался в армию юный парнишка — не мог дождаться повестки из военкомата. И вот, осенью 1940 года он впервые надел солдатскую форму. Петр попал на Дальний Восток, где проучился в полковой артиллерийской школе младших командиров. После ее окончания он стал командовать противотанковым 45-миллиметровым орудием. Ни он, ни его товарищи и предположить не могли, что всего через пару месяцев они будут стрелять не по учебным мишеням, а по врагу.
Война застала бойца как раз на учениях под Улан-Удэ. И уже осенью 1941 года Петр пополнил ряды красноармейцев Карельского фронта. Седьмая отдельная армия подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандующего. Наш земляк служил в 114-ой дивизии командиром «сорокопятки». Именно эта дивизия держала оборону на реке Свирь. Наши бойцы ценой своей жизни сдерживали натиск врага, не давая ему продвинуться вглубь территории.
Бои вспыхивали днем и ночью. Причем нередко между нашими и немцами завязывались рукопашные схватки. То мы побеждали, то гитлеровцы. Артиллеристы поражали огневые точки, давила пехота. Так, день за днем, бой за боем постепенно наши войска оттесняли гитлеровцев от реки. В одном из таких боев отличился наш земляк Петр Кононенко.
Командир орудия был представлен к своей первой боевой награде – медали «За боевые заслуги». А потом был другой бой, в котором боец без промаха стрелял по врагу. И снова Петр получил медаль, уже вторую – «За отвагу». Но не ради наград воевал младший командир Кононенко, а ради скорейшей победы над Германией.
Тяжело было сражаться на всех фронтах Великой Отечественной, а на севере — вдвойне. Те, кто побывали на Карельском фронте, вряд ли забудут мерзлые окопы, лютый зимний ветер. Что тогда спасало солдат? Наверное, общая вера в победу. Этот день они приближали, как могли…
1943 год. И вновь Петр Кононенко отличился со своей «сорокопяткой». Дзот, в котором засел противник, был разрушен двумя точными выстрелами орудия. В плен были взяты несколько немцев, владевшие важной информацией. А оренбуржец был представлен к ордену «Красной звезды».
Летом 1944 года он принимал участие в Свирско-Петрозаводской операции. 206-ой противотанковый дивизион, в котором он служил, форсировал реку Свирь. Бои шли ожесточенные. Пули и снаряды противника сыпались градом на наших бойцов. Многие тогда так и не добрались до противоположного берега. Погибли при переправе. Ценой сотен жизней советские солдаты завершили операцию своей победой над врагом. Карелия была наша!
На фронте Петр Кононенко был дважды ранен, но хотел продолжать служить. И после Победы над гитлеровцами успел повоевать в Монголии. Там уже Кононенко командовал огневым взводом 76-миллимитровых орудий.
В 1947 году офицер запаса вернулся на родину, в Ключевку. Фронтовика сразу же взяли на работу в школу военруком. Позже эту профессию сменил на другую: работал бухгалтером и ревизором Беляевского района. Петр Тимофеевич оставил после себя светлую память как об отважном воине и исполнительном работнике.