Россия — США: состязание бомбардировщиков
В этой статье мы рассмотрим ключевой компонент ядерных сил, а именно стратегические бомбардировщики. В арсеналах США и России бомбардировщики составляют самую незначительную долю стратегических ядерных сил: 5,5% боеголовок, принадлежащих Вашингтону (85 бомбардировщиков, на каждый из которых приходится по одной боеголовке) и примерно 3% российских боеголовок (примерно 50 бомбардировщиков), пишет The National Interest.
На первый взгляд, это очень незначительная доля, которая не может сыграть никакой существенной роли. Но здесь есть одно «но»: хотя, согласно договору о СНВ, на каждый бомбардировщик приходится по одной боеголовке, в реальности он несет гораздо больше боеголовок. К примеру, российский Ту-160 «Белый лебедь» может нести на своем борту до 12 стратегических крылатых ракет с ядерными боеголовками, поэтому реальный потенциал стратегических бомбардировщиков не соответствует тому, что написано на бумаге. В целом, у стратегических бомбардировщиков есть ряд преимуществ и недостатков по сравнению с межконтинентальными баллистическими ракетами наземного базирования. Среди преимуществ можно назвать значительную непредсказуемость направления атаки, способность менять боевое задание в полете и способность применять неядерное высокоточное оружие в рамках местных и региональных конфликтов. Что касается главного недостатка, можно выделить более низкую скорость действия во время контрудара — современным межконтинентальным баллистическим ракетам требуется максимум пять минут для подготовки к запуску, и в этом смысле авиация им в значительной мере уступает. С другой стороны, когда в небе находятся сразу несколько самолетов в боевой готовности, их практически невозможно уничтожить посредством превентивного удара над «домашней» территорией. Но с технической точки зрения перехват бомбардировщика или крылатой ракеты — это более реалистичный вариант, чем эффективная система противоракетной обороны.
Теперь давайте более подробно рассмотрим стратегическую авиацию США и России и сравним эффективность их нынешнего оружия.
Согласно данным Госдепартамента США от 1 января 2016 года, в настоящее время на вооружении состоят 12 бомбардировщиков В-2 «Спирит» и 73 бомбардировщика В-52 «Стратофортресс». Есть еще один бомбардировщик, который прежде классифицировался как стратегический — В-1В «Лансер» — однако он не способен нести ядерное оружие, поэтому мы исключили его из списка — по причинам, о которых будет сказано ниже.
Давайте начнем с В-52Н, который, несмотря на значительный возраст (то оборудование, которое в настоящий момент находится на вооружении, было изготовлено в 1960-х годах, то есть ему уже более 50 лет), остается практически единственным носителем стратегических крылатых ракет в армии США. Я говорю о ракетах AGM-86B ALCM, чья дальность составляет 2,4 тысячи километров. На вооружении до сих пор остаются высокоточные неядерные модификации этих ракет, которые могут поражать цели на расстоянии до 1,2 тысячи километров. Это делает В-52 основным самолетом ядерных средств устрашения.
Что касается В-2 «Спирит», этот самолет является самым высокотехнологичным и дорогостоящим бомбардировщиком в мире. Эти самолеты поступили на вооружение в 1994 году. Тогда был выпущен 21 самолет, после чего их прекратили делать — они оказались чрезмерно дорогостоящими. С учетом стоимости разработки цена одного самолета В-2 составляет 2,1 миллиарда долларов. За эти же деньги США получили самолет с самыми низкими параметрами ЭПР — чем ниже этот показатель, тем менее заметным становится тот или иной объект для вражеских радаров. Более того, есть информация, указывающая на то, что ЭПР гигантского В-2 ниже, чем ЭПР небольших истребителей F-22 и F-35. Изначально планировалось, что они будут проникать в зону вражеских систем ПВО для проведения атаки. Однако современные российские радары способны фиксировать цели этого типа — более низкая заметность позволяет лишь сократить расстояние обнаружения, но не исключает его полностью. Учитывая то, что бомбардировщики В-2 оснащены только ядерными бомбами свободного падения и не несут на борту стратегические крылатые ракеты, эффективная атака на противника, такого как Россия, кажется крайне маловероятной. К примеру, российские зенитные ракетные системы С-400 распознают «обычные» цели на расстоянии до 600 километров. Даже если бомбардировщик В-2 будет «распознан» на расстоянии всего в 200 или даже 100 километров, он не сможет сбросить свои бомбы вовремя. Современные и модернизированные истребители, такие как Су-30СМ, Су-35С и МиГ-31БМ, тоже могут быть подключены к поискам «призраков». Именно это и делает В-2 в некотором роде неуклюжим самолетом: несмотря на свою рекордную стоимость, его реальная роль в гипотетическом ядерном конфликте будет ничтожной. Этот бомбардировщик в гораздо большей степени подходит (и часто используется) для проведения неядерных атак в условиях местных конфликтов.
Напоследок скажем несколько слов о В-1В «Лансер». Этот бомбардировщик, внешне очень напоминающий российский Ту-160, получился не таким, каким он изначально планировался. Он не может развивать никакой практически значимой сверхзвуковой скорости: максимально возможная скорость — 1,25 Маха (то есть на 25% быстрее скорость звука). Ракеты AGM-69 SRAM, которые этот бомбардировщик мог нести до 1990 года (в том году они были сняты с производства) могли преодолевать расстояния всего в 160 километров, что не шло ни в какое сравнение с советскими крылатыми ракетами. Далее этот бомбардировщик получил возможность нести ядерные бомбы свободного падения, а позже он вообще не оснащался ядерным оружием, из-за чего был вычеркнут из списка стратегического оружия. Именно поэтому бомбардировщики В-1В не попали в список нового договора о СНВ. Тем не менее, при необходимости этот бомбардировщик можно будет снова оснастить ядерным оружием — это не потребует сколько-нибудь серьезных модификаций. Однако бомбы свободного падения будет довольно трудно доставить вглубь территории России или Китая, даже для В-2, не говоря уже о В-1, для которого эта задача будет невыполнимой.
Говоря о перспективах, в настоящее время ведется разработка нового стратегического бомбардировщика в рамках Программы по созданию дальнего ударного бомбардировщика. Примерная концепция нового бомбардировщика была обнародована 27 февраля 2016 года министром ВВС США Деборой Ли Джеймс (Deborah Lee James). Этот бомбардировщик, который получил название В-21, будет создан по типу «летающее крыло», как и В-2. Главные требования к самолету — это еще более низкий уровень заметности и адекватная стоимость (планируется, что один такой самолет будет стоить 564 миллиона долларов). Компания Northrop Grumman получит в общей сложности 80 миллиардов долларов на разработку и производство сотни новых бомбардировщиков. Производство начнется не раньше середины 2020-х годов. Бомбардировщики В-21 должны заменить все самолеты В-52Н и В-1В. Очевидно, новый бомбардировщик будет нести на борту современные крылатые ракеты, которые разрабатываются в рамках программы создания оружия, применяемого вне зоны поражения ПВО. Информация о том, когда это оружие будет разработано и какими характеристиками оно будет обладать, пока отсутствует.
Как и в случае с США, сейчас на вооружении России стоят два типа стратегических бомбардировщиков: Ту-95МС (по кодификации НАТО «Медведь») и Ту-160 «Белый лебедь» (по кодификации НАТО «Блэкджек»).
Давайте сначала рассмотрим Ту-95МС. Базовая версия Ту-95 поступила на вооружение в СССР в 1956 году. Однако все ранние версии этого самолета были утилизированы. Модернизированные «Медведи», которые сейчас стоят на вооружении в России, были выпущены в период с 1981 по 1982 год, то есть они гораздо «моложе» американских В-52. Сейчас в распоряжении России 64 бомбардировщика этого типа, хотя половина из них находится на складском хранении, а на вооружении остаются 30-35 бомбардировщиков. Главное орудие Ту-95 — это крылатая ракета Х-55СМ с максимальной дальностью пуска 3,5 тысячи километров. Более того, уже начался процесс модернизации этого бомбардировщика до версии Ту-95МСМ (до 35 самолетов). Модернизированные бомбардировщики смогут применять новейшие крылатые ракеты Х-101/102 с неядерными и ядерными боевыми зарядами соответственно. Эта новая ракета обладает отличными характеристиками: максимальная дальность запуска в 5,5 тысячи километров, филигранная точность и круговое вероятное отклонение всего в пять метров. Кроме того, эта ракета была выполнена по технологии «стелс». Неядерная ракета Х-101 уже была успешно применена в полевых условиях — в Сирии. Ту-95 несет на борту восемь крылатых ракет, либо Х-55, либо Х-101/102. После окончания процесса модернизации этот бомбардировщик прослужит достаточно долго, как минимум до 2030-х годов.
Самый передовой российский стратегический бомбардировщик — это Ту-160. В настоящее время на вооружении российских ВВС находятся 16 бомбардировщиков этого типа. Его максимальная скорость намного выше, чем у его американского «близнеца» В-1В, и составляет 1,6 Маха. Более того, Ту-160 несет на своем борту 12 стратегических крылатых ракет. Такими же крылатыми ракетами оснащены бомбардировщики Ту-95МС: это ракеты Х-55 и Х-101/102. Самолеты этого типа уже проходят процесс некоторой модернизации: на них устанавливается новое оборудование, которое позволит им применять высокоточное неядерное оружие. Кроме того, сейчас ведутся работы по обновлению производства «Белого лебедя», который будет усовершенствован до версии Ту-160М2. Усовершенствованный бомбардировщик будет иметь совершенно новую электронную «начинку» и во многом превосходить своего предшественника. Точное число самолетов, которое планируется выпустить, пока неизвестно, но шли разговоры о 50 бомбардировщиках. Их производство, согласно плану, начнется в 2023 году.
Что касается проекта нового бомбардировщика ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), то после решения о возобновлении производства Ту-160, условия реализации этого проекта стали чрезвычайно расплывчатыми: прежде его первый полет планировалось провести в 2025 году, что теперь кажется невозможным. Концепция этого самолета пока не была раскрыта, однако, вероятнее всего, это будет дозвуковой малозаметный ракетоносец, напоминающий американский дальний ударный бомбардировщик.
С точки зрения количества американская стратегическая авиация имеет существенное преимущество перед российской. Однако американские самолеты в настоящее время оснащены заметно хуже: радиус действия российских крылатых ракет Х-101/Х-102, которые уже находятся на вооружении, превышает радиус действия их американских аналогов больше чем в два раза, а это является гарантией того, что российские бомбардировщики сумеют выпустить все свои ракеты с безопасного расстояния в любого противника. Тем не менее, сбить В-52Н, который несет на борту ракеты AGM-86B ALCM, — это очень непростая задача. Кроме того, В-2, который вообще не оснащен крылатыми ракетами, вряд ли сможет реализовать свой потенциал в условиях реальной глобальной ядерной войны, несмотря на то, что эта платформа является самой передовой в мире.
Что касается дальнейших перспектив, то программа по разработке В-21 только началась, и пока неясно, с какими трудностями могут столкнуться разработчики и можно ли будет реализовать эту программу полностью. То же самое можно сказать и о российском проекте ПАК ДА — будущее этих двух бомбардировщиков пока туманно. Но этого нельзя сказать о Ту-160М2, начало производства которого, возможно, будет непростым, но оно вполне реально. Учитывая то, какого уровня удалось достичь российским разработчикам в сфере стратегических крылатых ракет, модернизированный Ту-160 с его орудиями сможет в течение нескольких десятилетий выполнять функции ядерного средства устрашения, а также принимать участие в конфликтах местного уровня в случае необходимости.
Теперь давайте коротко суммируем итоги нашей серии статей, посвященных всем компонентам стратегических ядерных арсеналов США и России.
Насколько мы поняли, обладая мобильными пусковыми платформами и более совершенными системами проникновения в сети ПРО и приближаясь к созданию маневрирующей сверхзвуковой боеголовки, Россия имеет заметное преимущество по сравнению с США в области межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. Это, возможно, объясняется, в том числе, и тем, что США вышли из Договора по противоракетной обороне и начали активно разрабатывать этот вид оружия, спровоцировав Россию на ассиметричный ответ на возникающую угрозу.
Что касается подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами морского базирования, сейчас США обладают более сбалансированными силами в этой области благодаря использованию атомных субмарин класса «Огайо», оснащенных высоконадежными ракетами «Трайдент II». Однако Россия стала первой страной, создавшей стратегические атомные подводные лодки четвертого поколения: три подлодки проекта 955 «Борей» уже находятся на вооружении. Поэтому в течение некоторого времени, пока США не начнут разработку подлодки SSBN(X), которая должна прийти на смену «Огайо», чаши весов могут находиться в равновесии или склониться в сторону России.
О стратегической авиации мы написали выше. Ее роль в применении ядерных средств устрашения меньше, чем роль межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет морского базирования, хотя она тоже занимает свою нишу. Сегодня можно говорить о ситуации паритета сторон в этой области.
Суммируя все вышесказанное, мы приходим к единственному выводу: ядерное оружие до сих пор играет важную положительную роль в предотвращении глобальных войн. Более того, в обозримом будущем ситуация не изменится — каждый шаг одной из сторон будет сопровождаться стремительным ответом. Поэтому, пока США разрабатывают свои системы ПРО, Россия будет разрабатывать межконтинентальные баллистические ракеты и боеголовки, которые смогут преодолеть эти системы ПРО. В этой ситуации выгоду извлекают только производители оружия, которые всегда будут пользоваться щедрым финансированием. Таким образом, все рассуждения и заявления по поводу ядерной войны носят либо пропагандистский, либо разрушительный характер – люди просто не понимают, о чем они говорят.