The Financial Times: Польские фермеры могут не пережить русского эмбарго
В этом году Польшу, крупнейшего в Европе производителя яблок, ждет небывалый урожай этих фруктов. Но, хотя в этом году природа щедро наградила польских фермеров, геополитическая ситуация не дает им никаких поводов для оптимизма, пишет The Financial Times.
Оказавшись на передовой экономической войны между Евросоюзом и Россией, начавшейся после воссоединения Крыма и Москвы в 2014 году, польские производители яблок проклинают обильный урожай этого лета, наводнивший страну сотнями тысяч тонн фруктов, которые некому продавать.
— Ситуация на рынке яблок в Польше сейчас довольно тяжелая, — говорит Анна Сташевска (Anna Staszewska), специалист по экспорту EUROSAD — конгломерата производителей яблок, объединяющего более 30 польских ферм и 700 гектаров фруктовых садов. — Эмбарго России сильнее всего ударило по польским садоводам.
После присоединения Крыма к России в 2014 году Брюссель ввел экономические санкции в отношении России. Москва ответила на это запретом на импорт продовольственных товаров из стран Евросоюза, в результате чего польские садоводы лишились доступа к рынку сбыта, на который приходилось более половины всего экспорта яблок из страны и примерно одна пятая всего производства.
В совокупности с ожидаемым в этом году ростом урожая на 10% до рекордных 3,5 миллиона тонн, согласно данным польского правительственного статистического агентства, это эмбарго привело к обвалу цен на яблоки, что для многих фермерских хозяйств Польши, где выращивается треть всех яблок, производимых в Евросоюзе, обернется значительными убытками в этом году.
— С одной стороны, хороший урожай — это успех, — говорит аналитик Bank Zachodni WBK Гжегош Рыкачевский (Grzegorz Rykaczewski). — Но в то же время это серьезный вызов для польских фермеров. На таком рынке, как сейчас, невозможно получить прибыль.
В июне килограмм десертных яблок стоил в Польше 1 злотый, а яблоки, используемые для промышленного производства сока, сидра и других продуктов, продавались по 0,23 злотых за килограмм. Это примерно на 20% ниже, чем в прошлом году, и вполовину меньше цен 2011 года.
— Нас очень беспокоит эта ситуация, — говорит владелец торгового предприятия Fresh Fruit Services Марцин Херманович (Marcin Hermanowicz). — Если так будет продолжаться и дальше — если яблок будет много, а цены будут падать — боюсь, многие фермеры начнут разоряться.
Санкции Евросоюза в отношении России продлеваются каждые шесть месяцев, и решение о продлении с каждым разом вызывает все больше разногласий. Страны, поддерживающие тесные отношения с Россией, такие как Греция, Италия и Венгрия, выступают за полную отмену санкций, утверждая, что они контрпродуктивны и не влияют на развитие ситуации на Украине. Польша является одним из самых ярых сторонников продления санкций, несмотря на их негативные последствия для местных фермеров.
Призыв польского правительства есть яблоки «против Путина» сначала привел к всплеску внутреннего потребления, однако затем спрос вернулся к средним уровням. Программа помощи Евросоюза, в рамках которой яблоки скупаются для последующего бесплатного распределения, дала польским производителям некоторую передышку, но этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать потерю российского рынка. Попытки найти новые рынки сбыта принесли свои плоды, однако спрос на этих рынках остается довольно низким.
— Процесс выхода на новые рынки довольно сложен, и я рискну предположить, что ни один новый рынок не сможет заполнить тот вакуум, который после себя оставила Россия, — говорит глава Ассоциации польских производителей фруктов Мирослав Малишевский (Mirosław Maliszewski).
Поиск новых рынков сбыта осложняется еще тем, что множество польских садоводов долгое время ориентировались на вкусы именно российских покупателей. Так, примерно четверть выращиваемых в Польше яблок приходится на сорт Айдаред, очень популярный в России, но не пользующийся особой любовью в других странах мира.
— Смена сортов требует времени и серьезных вложений. А низкие цены на яблоки ограничивают инвестиционные возможности фермеров, — говорит Рыкачевский.
— В следующем сезоне цены могут упасть еще ниже. Таким образом, многие фермеры, вероятно, не будут инвестировать в свои сады, — добавил он. — А осуществлять эти вложения садоводам необходимо, если они собираются предлагать на мировых рынках такой продукт, который там захотят покупать.
Некоторым польским трейдерам все же удается доставить яблоки на российский рынок через страны, которых не коснулось эмбарго России, такие как Белоруссия и Сербия, но объемы таких сделок невелики. И хотя они постепенно находят выходы на рынки Индии, Китая и стран Персидского залива, объемы продаж там тоже ничтожны.