План Кириенко: что стоит за реформой Администрации Президента
За видимой реорганизацией Администрации президента (АП) кроются незаметные широкой публике стратегические изменения в управлении политпроцессами. О том, что кремлевская администрация должна быть оптимизирована, источники говорили еще летом, когда Антон Вайно сменил на месте руководителя АП Сергея Иванова. Сомнений в этом не осталось, когда на место первого зама Вайно вместо избранного спикером Госдумы Вячеслава Володина был назначен Сергей Кириенко.
Причины реорганизации, в принципе, очевидны. Во-первых, каждый новый руководитель всегда старается создать удобную ему структуру подведомственной ему организации. Во-вторых, любая реорганизация – это метод построить систему, в которой не будет «дублеров». В-третьих, в условиях бюджетного дефицита оптимизация – один из основных способов экономии средств за счет снижения расходов на содержание аппарата и сокращения кадрового состава. Кроме того, как считает политолог Аббас Галлямов, логично, что новое руководство администрации «перестраивает структуру в соответствии со своим видением стоящих перед ним задач и приоритетов», пишет Федералпресс.
Масштабная реформа политического блока АП может пройти еще до конца этого года. В частности, управление по внутренней политике и управление по общественным проектам, возможно, будут объединены в одно. По информации «Коммерсанта», над новой структурой сейчас работает глава управления госслужбы и кадров президента Антон Федоров, который ранее уже работал с Сергеем Кириенко: с 2012 по 2013 год он возглавлял управление по работе с регионами Росатома.
Обсуждается также объединение и других подразделений Администрации президента: управления межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами и управления по социально-экономическому сотрудничеству с участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетией; управления по общественным связям и коммуникациям — с управлением пресс-службы и информации; управления по вопросам госслужбы и кадров — с управлением по государственным наградам; управления по обеспечению конституционных прав граждан — с управлением по работе с обращениями граждан и организаций.
Подобные реформы в АП проходили и раньше (зачастую после парламентских или президентских выборов, либо после смены руководства кремлевской администрации). Одной из самых крупных, как напоминает «Коммерсант», стала реорганизация 2004 года, когда президент Владимир Путин сократил с восьми до двух число заместителей главы АП. Тогда эти должности заняли Владислав Сурков и Игорь Сечин. Остальные экс-замы были переведены на должности помощников президента, в том числе глава ГПУ Лариса Брычева, сохранившая свой пост до сих пор. Кроме того, тогда сократилось и количество управлений. Самым знаковым стало слияние территориального управления и управления внутренней политики, которое, в конечном счете, стало ключевым элементом политического блока АП.
Только спустя восемь лет, в 2012 году, Владимир Путин вновь стал расширять Администрацию: в Кремль вслед за ним пришли несколько профильных министров. В частности, появилось управление по общественным проектам, которое было призвано укрепить патриотическую идеологию и усилить «духовные скрепы».
Как правило, в случае реорганизации все сотрудники выводятся за штат. А вот кто из них будет принят в новую структуру – неизвестно. По словам одного из собеседников агентства, вывод за штат – это лучший способ уволить часть специалистов: всех сотрудников АП якобы уже уведомили о возможном сокращении штатов и, следовательно, увольнении. Однако каким будет это сокращение, пока никто сказать не может – слишком длительным и непростым оказался процесс согласования различных позиций. Кроме того, пока нет четкого понимания по бюджету.
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков полагает, что «реорганизация АП РФ связана с усилением статуса отдельных департаментов». «Большей частью это касается самого Сергея Кириенко и курируемого им УВП, – уточняет эксперт. – Возможно, есть намерения отказаться от т.н. володинской схемы, когда все прочие управления были подчинены начальнику внутренней политики, и перейти к более ранней системе, когда территориальные и региональные управления были совершенно обособленными подразделениями».
«Володинская система работы» в АП подразумевала формулирование общих принципов и правил игры для всех. Наиболее ярко это проявилось во время выборов, когда заместитель главы администрации президента выступил с программными полиическими тезисами. Обмен информацией с участниками политпроцесса осуществлялся с помощью «аффилированных структур» – центров влияния. Так, в экспертной среде это были ИСЭПИ и ФоРГО (ИСЭПИ был допущен до распределения президентских грантов, ФоРГО поручили оценивать деятельность губернаторов – рейтинг Фонда, таким образом, был возведен в ранг одного из ключевых факторов для определения Кремлем эффективности глав регионов), свои центры были среди СМИ и общественных организаций (Общероссийский народный фронт, «Молодая гвардия Единой России» и другие).
Вместе с тем, в «володинской системе» были очевидны и «минусы»: на фоне суперлояльности одних, которых по определению меньше, нарастала нервозность и неудовольствие у многих других. Например, некоторые активистов ОНФ выражали громкое недовольство по поводу неудач на праймериз «Единой России», а «равноудаленность» большинства экспертных сообществ оборачивалась для АП искажением и неполнотой получаемых экспертных оценок и дрейфом специалистов в обратном направлении от власти.
По мнению Ильи Гращенкова, реорганизация АП во многом связана и с предстоящей президентской кампанией. «Избирательная кампания главы государства должна стартовать с нового года. Пока до конца неясен формат выборов – плановые или досрочные, Путин или Медведев, но ясно, что структура должна быть подготовлена уже сегодня. И это должна быть принципиально иная схема, чем задействованная на выборах в Госдуму, где АП РФ опиралась на созданные ею же общественные структуры», – отметил политолог.
Эксперты отмечают, что, в отличие от команды Вячеслава Володина, которая была вынуждена лечить «болотные болезни», команде его преемника волей-неволей придется учитывать нынешние настроения общества, на которых в большой мере сказываются война в Сирии, холодная война с Западом, санкции, украинский конфликт и общее падение жизненного уровня. Иначе говоря, перед Кириенко не стоит задача – решать сугубо политическое проблемы, как это делал Володин. Для него главное – выстроить стратегию обеспечения устойчивости общества в агрессивной внешней среде, которая провоцирует напряженность внутри страны
Обеспечить это Сергей Кириенко может, централизовав рычаги управления политическими механизмами. Вполне вероятно, что для усиления связи Центра и регионов будет усилена роль полпредств и федеральных инспекторов. Очевидно, что многие губернаторы не справляются с региональными неурядицами и создают проблемы Кремлю (к примеру, глава Самарской области Николай Меркушкин или губернатор Пермского края Виктор Басаргин). Все большего внимания требуют главы национальных республик, где тон непослушания и непредсказуемости продолжает задавать лидер Чечни Рамзан Кадыров. Наконец, особый контроль за регионами обусловлен участившимися разоблачениями коррумпированных чиновников.
Усиление внутриполитического блока уже отражается на работе власти со СМИ. Насколько изменится и изменится ли вообще подход АП к медиа, пока неясно. Но сейчас очевидно, что антивластные выступления СМИ наказываются, а порой даже приравниваются к антигосударственным. Работа СМИ, в целом, становится все более подконтрольной госслужбам и регламентированной.
С приходом в АП Сергей Кириенко четко продемонстрировал свою готовность работать с широким спектром экспертных институтов, желание получать более взвешенную и разностороннюю информацию о происходящем в стране и о настроениях населения. Первые же встречи Кириенко с представителями экспертного сообщества (политологами, социологами, причем не только прокремлевскими), которые состоялись около месяца назад, удивили широтой состава участников. Ожидаются глобальные изменения порядка взаимодействия с экспертными институтами: источники утверждают, что отныне «любимчиков» не будет, все встанут в общую очередь за получением госфинансирования и в общий ряд советников и конфидентов Кремля.
У политологов сложилось разное видение будущего формата отношений Кремля и регионов. По мнению политолога Аббаса Галлямова, «перенастройки региональных структур в этой связи не будет». «У регионов свои задачи и механизмы их реализации, напрямую с федеральными не связанные, – отметил Галлямов. – Что касается внутриполитического блока АП, то изменение объема его полномочий – одна из самых волнующих загадок сегодняшнего дня».
Как считает Михаил Нейжмаков, совсем не обязательно, что реорганизация АП станет «примером для подражания» в субъектах, ведь «структура администраций регионов отражает влияние групп местной элиты». «Хотя потеря или рост влияния покровителей со Старой площади, если таковые имеются, конечно, отразится на карьере региональных чиновников», – отметил эксперт.
В свою очередь, Илья Гращенков считает, что взаимодействие с регионами может измениться, так как «Кириенко предстоит не просто курировать губернаторов, но оперативно управлять наиболее проблемными областями в период президентской кампании». Поскольку аппаратчикам придется работать «напрямую с губернаторами и малыми электоральными группами», по мнению политолога, «у Кириенко должна быть достоверная информация обо всех реальных социально-экономических проблемах». «Сегодня АП такой информацией если и обладает, то в несколько искаженном или неполном виде, так как получает ее от губернаторских подразделений внутренней политики, а также органов ФСО и ФСБ (информация от силовиков зачастую изобилует важными деталями, но является узконаправленной — ред.). Именно поэтому Сергей Кириенко может сделать ставку на региональную составляющую, чтобы накануне президентских выборов не просто формулировать какие-то общие смыслы, а постараться почувствовать страну и то, чем она живет», – отметил Гращенков.
Реорганизация и перестановки в АП идут параллельно с аналогичными изменениями в силовом блоке (к примеру, создание Росгвардии, увольнения и назначения силовиков). Оптимизацию и, своего рода, чистку Кремль старается успеть провести до старта президентской кампании. «Возможно, в руководстве страны как раз рассчитывают, что основные внутриэлитные конфликты в связи с этими преобразованиями пройдут сейчас, а в 2018 году будут проявляться не так значительно», – пояснил политолог Михаил Нейжмаков.
В этих условиях, как считает эксперт, существенно возрастет влияние Сергея Кириенко и всего внутриполитического блока: ведь идеология происходящих структурных изменений – отличная почва для этого. Административная перегруппировка, по мнению экспертов, позволит централизовать управление разными общественно-политическими процессами, расширить число партнеров власти и получать более разностороннюю обратную связь. Это касается и внутрикремлевских отношений: накануне главной выборной кампании «кремлевские чиновники не станут “наступать друг другу на пятки”, как отметил Михаил Нейжмаков, а ключевые вопросы внутренней политики будут решаться в одном месте» – в УВП.