Оренбургские куклы попрощались со зрителями спектаклем «Аистенок и Пугало»

Оренбургский областной театр кукол под занавес сезона выпустил новый спектакль для маленьких зрителей «Аистенок и Пугало».

Эта трогательная история о дружбе двух очень разных существ уже была поставлена в театр дважды. Первый раз в 1974 году на большой сцене её поставила тогдашний главный режиссер театра Людмила Филиппова. И уже на следующий год, во время гастролей в Москве, спектакль увидели столичные зрители. В нем было занято шесть артистов, главные роли исполняли Любовь Милохина и Александр Салманов.

Любовь Милохина еще раз встретилась с очаровательным Аистенком в 1991 году, когда спектакль возобновили в постановке режиссера Е. Гиммельфарба. Тогда в постановке были заняты всего три артиста, помимо Милохиной, играли Андрей Тетюрин и Яков Антамошкин.

В 2016 году прелестную сказку словацких драматургов Любуши Лопейской и Ганки Крчуловой поставил нынешний худрук театра Вадим Смирнов, причем на малой сцене, и играют в нем всего два артиста – Иван Панин и Анастасия Зорина. И надо отметить, что это было не просто правильное решение, а, как говаривал когда-то некий политический деятель, — архиправильное. В небольшой комнате спектакль заиграл новыми красками, в изначально камерную историю было привнесено столько душевного тепла и трогательных чувств, что даже трудно себе представить, что когда-то героев и зрителей отделяла так называемая «четвертая стена».

Чудеса творятся прямо на глазах у зрителей: никто бы и не подумал, что лисой может стать обычная дамская сумочка с меховой отделкой, а обычные листы бумаги формата А4, в считанные секунды могут превратиться в стаю белых аистов, и их даже можно подержать в руках, что дети в зале с удовольствием делают.

История о том, как волею судьбы встретились два одиноких существа – забытый хозяином в поле оптимист Пугало и раненый мальчишками Аистенок – превращается буквально в героическую сагу о дружбе и любви.

После окончания спектакля главный режиссер театра Вадим Смирнов ответил на вопросы журналиста RIA56.

— Как случилось, что режиссер Смирнов, известный довольно сложными постановками даже для детей (стоит вспомнить ту же «Синюю птицу»), вдруг обратился к абсолютно простой и незамысловатой истории камерного типа?

— Может не все об этом знают, но существует такое понятие как госзаказ. Мы должны были выпустить в конце сезона спектакль. Пьесу выбрали в мае, и на всё-про всё был один месяц. И поскольку с финансированием в театре туго, то пришлось делать постановку из подручных средств: оттого так много вещей-перевертышей. Что же касается простоты спектакля, то я считаю, что это именно то, что сейчас нужно. В мире, где просто царит одиночество и разобщенность, очень важно напомнить маленькому человеку, что он не должен быть один, что существуют такие понятия, как взаимопомощь, товарищество, желание стать лучше. Именно в этой незамысловатой сказке всё это звучит « с красной строки».

— Что ждать зрителю в новом сезоне?

— Сезон откроется как обычно, но театру еще предстоит участие в трех международных театральных фестивалях. Это будут Казань, Астрахань и Ереван. Сердечно благодарю губернатора и Правительство области, которые пошли нам навстречу и выделили средства на эти поездки. Ведь всем известно, что театр без гастролей и контактов с коллегами обречен на угасание.

Далее будет большая работа над «Золушкой» Евгения Шварца. Это яркий, многонаселенный спектакль, где будет занята вся труппа. Много музыки, танцев, Прокофьев будет звучать – куда ж без него! И это вновь будет рассказ о счастье, которое обязательно случится, если к нему стремиться всей душой и сердцем.

И наконец, для взрослой аудитории мы готовим спектакль «Мертвые души» по Гоголю. Он задуман , как такой трагикомический фарс, где в снах Павлу Ивановичу Чичикову будут являться самые разные персонажи: помимо душ тех самых крестьян, что он приобрел в губернии N, это и другие герои Гоголя – Панночка, Иван Иванович и Иван Никифорович, да много еще кого. Спектакль будет выстроен как суд над Чичиковым, хотя, если честно, что Павел Иванович далеко не самый худший герой, гораздо страшнее те, кто его окружает.

Очень надеюсь, что не канет в Лету наш кукольный фестиваль «Маленький принц». Приятно, что в министерстве культуры нам не подрезают крылья, а напротив, настраивают на развитие этого замечательного фестиваля. Только вот само состояние театрального здания оставляет желать много лучшего, таких в России, пожалуй, и не осталось – просто каменный век.

Сейчас ведь некоторые сельские дома культуры оснащены лучше, чем областной театр. А у нас нет нормального света, практически отсутствует аппаратура, которая должна быть обязательно. Это прекрасно, что поднимается культура на селе, но почему она должна гибнуть в городе, причем в лице одного из старейших в регионе кукольных театров?! Впрочем, я искренне надеюсь, что нашему театру, как герою спектакля Аистенку, не дадут погибнуть.