«Необычайные абзацы»: в Оренбурге презентовали тексты художника Серебряного века Сергея Калмыкова

фото: благотворительный фонд "Евразия"

По самым грубым подсчетам, Сергей Калмыков оставил после себя свыше полутора тысяч работ (рисунки, графика, живопись) и около десяти тысяч страниц рукописей. Все эти тексты представляют собой философские размышления, искусствоведческие сочинения и даже наброски романов. Эти тексты исполнены от руки, каждая буква – рисунок, каждая страница заключает в себе законченную композицию. И все эти бесценные рукописи хранятся в Центральном Государственном архиве Республики Казахстан, в Алма-Ате.

Оренбургские воспоминания Калмыкова датируются 1916-1929 годами, и представляют для историков, искусствоведов и просто патриотов нашего края несомненную ценность. В 2011 году меценат и коллекционер Александр Митаревский поднял тему сохранения творческого наследия Сергея Калмыкова, именно в его оренбургской части. После того, как оренбургская делегация побывала в Алма-Ате, и увидела, с каким почтением там относятся к творчеству этого художника, то желание вернуть эти документы в Оренбург стало решающим. В течение нескольких лет шли переговоры с казахской стороной, результатом которой стала возможность издать в Оренбурге ту часть рукописного наследия Калмыкова, где идет речь об оренбургском периоде его жизни и творчества. К счастью, в фондах Оренбургского областного музея изобразительных искусств сохранилось приличное количество рисунков, на которых художник запечатлел Оренбург 20-х годов прошлого века. Его рисунки – это часть большого проекта, который составил сам Калмыков, и в котором пытался запечатлеть образ страны, в которой он жил, и города Оренбурга, где прошла его молодость, как важную его составляющую.

Фрагменты воспоминаний Калмыкова о жизни Москвы, Петрограда, Оренбурга и даже Илецкой Защиты на резком переломе жизни страны, начиная с 1916 года, давно и охотно разбирались на цитаты различным изданиями, и потому пришла пора представить их читателям в полном объеме. Бессменным исследователем и публикатором «белых страниц» биографии и творчества Сергея Калмыкова все эти годы является оренбургский художник и искусствовед Игорь Смекалов. Благодаря его инициативе выпущено уже насколько альбомов, посвященных изобразительному творчеству Калмыкова, а вот литературное наследие художника – это, своего рода, сенсация. В течение нескольких месяцев президент Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» Игорь Храмов изыскивал возможность получения разрешения Казахстана на издание раритетных материалов из их архивов. И после его получения, Игорь Смекалов начал работать над рукописями.

О том, как происходила эта работа, Смекалов рассказал RIA56.

— Все эти тексты – являют собой своеобразный  «самиздат». Калмыков сшивал отдельные листки в своеобразные брошюры или папки, и позже их переплетал. К сожалению, за долгие годы, многие из них разлетелись, и пришлось очень тщательно собирать всё то, что касалось интересующего нам периода. Моей задачей было сформировать эти документы в целостный текст, который открыл бы много неизвестных ранее страниц жизни Оренбурга 20-х годов. Эти документы в полной мере доказывают, что Калмыков был не только замечательным художником, но и великолепным литератором. Его волновало прошлое и будущее, космос и атом, мир и война. Его тексты столь же живописны, как и рисунки (картины). А об Оренбурге революционного периода так вообще никто не писал.  И ещё. Мы привыкли относиться к художникам Серебряного века – Малевичу, Кандинскому и прочим, как к неким небожителям, А Калмыков с ними дружил, более того, во время визита Малевича в Оренбург, он долго гулял с ним по городу, рассказывая о своих любимых городских пейзажах.

Долгие годы жизни Калмыкова в Алма-Ате ( он умер в 1967 году) были далеко не радостными. Но, как бы предчувствуя свою смерть от голода, в пустой квартирке при театре, где он прожил практически 30 лет, еще в 1920 году, в Оренбурге, он написал следующее:

«Мир болен. Зная о состоянии мира, можно принимать меры к улучшению его состояния. Нет ничего удивительного в том, что художники, а именно живописцы, могут привести мир к спасению».