Вся жизнь – кинохроника: Оренбуржье вспоминает Константина Урбановича
фото: из личного архива Дмитрия Урбановича
Кинооператору, подлинному летописцу Оренбургского края Константину Урбановичу 9 ноября исполнилось бы 95 лет. Он оставил после себя бесценное наследство – летопись истории Оренбуржья, запечатленную на кинопленке.
Константин Львович родился в Витебске, в семье поручика царской армии, а после революции командира Красной армии Льва Урбановича. Но, как это было со многими командирами, в страшный 37-й год он был репрессирован и умер в заключении. Мать, Елизавета Феликсовна, в одиночку воспитывала Костю и двух его двоюродных братьев, чьи родители также стали жертвами репрессий. Всю жизнь она трудилась счетоводом, потому жили очень бедно, — спасал только домашний огород.
Будучи старшеклассником, Костя Урбанович увлекся фотографией, даже руководил фотокружком в школьном клубе. Именно тогда появилась у него мечта – стать документалистом, чтобы рассказывать людям историю их жизни и страны. Мечты о поступлении в Московский институт кинематографии прервала война.
Семья была эвакуирована в Чкалов, где в 1942 году Константина призвали в армию, в которой он и прослужил до 1948 года. И именно в этом году он поступил на работу в Куйбышевскую студию кинохроники, помощником оператора оренбургского корпункта. Здесь он осваивал операторское мастерство под руководством замечательного мастера Александра Яковлевича Сухова. Но в институт он все-таки поступил, в 1957 году, и, закончив заочное отделение ВГИКа в 1962 году, получил диплом профессионального кинооператора.
В 1963 году Константин Львович стал начальником оренбургского корпункта, снимал сюжеты для центрального киножурнала «Новости дня» и региональных «Поволжье» и «Современник». Здесь он проработал до выхода на пенсию в 1988 году, колеся по области на разбитом редакционном ГАЗике, и не было в нашей области города, деревни, хутора или просто полевого стана, куда бы не доехал Урбанович со своей громоздкой кинокамерой. Современные операторы даже представить себе не могут, насколько тяжела была работа их коллег в те годы.
Зрители большой страны знали о событиях в Оренбуржье, благодаря операторскому мастерству Константина Львовича, — будь то пуск домны на Новотроицком металлургическом комбинате, или введение в эксплуатацию нового сельского клуба.
За сорок лет работы Урбанович отснял сотни тысяч метров пленки, создал тысячи первоклассных сюжетов, более двадцати ярких документальных фильмов. Его сюжеты были четкими и конкретными и в то же время увлекательными и легкими для восприятия. Он был настоящим универсалом, ведь для того, чтобы подготовить документальный сюжет надо быть немного агрономом, строителем, педагогом, а также сценаристом, редактором и художником, в общем, подлинным мастером своего дела.
Документальные же фильмы Урбановича – «Ириклинская ГРЭС», «Долина», «Оренбургский левша», «Память сердца» и другие шли в кинотеатрах всего Советского Союза, внеся немалый вклад в историю развития страны. Константин Львович был замечательным педагогом, готовил себе смену, и его ученики – Николай Шарапов, Юрий Тимофеев, Виктор Литвицкий и Шавкат Гадилов достойно продолжили его дело.
Коллеги вспоминают Урбановича, не только как профессионала, но и как доброго чуткого человека, настоящего друга. В людях он больше всего ценил работоспособность и преданность своей профессии. Увлекался коллекционированием, собрал большую, тщательно подобранную библиотеку, на досуге играл в бильярд и шахматы.
Выйдя на пенсию, до самых последних дней Константин Львович проработал в «Облкиновидео», приводя в порядок свой архив киносъемок по Оренбуржью. То, что не пропали ценнейшие кинодокументы – это его заслуга.
За свой бескорыстный труд Урбанович неоднократно удостоен правительственных наград, в том числе звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Скончался Константин Львович в 2006 году, немного не дожив до своего 85-летия. Его имя золотыми буквами вписано в историю Оренбуржья, которую он запечатлел для свои потомков.
RIA56 публикует уникальный семейный архив фотографий, на которых Константин Урбанович изображен как раз в рабочей обстановке, с камерой и героями своих репортажей.