Советую посмотреть: Александр Федоров
В Год российского кино редакция RIA56 запустила новый проект. Проект о любимых кинофильмах, о том кино, которое перевернуло сознание и о котором помнишь долгие годы. «Советую посмотреть» — это размышление о кино минувшем и совсем новом, к участию в проекте мы приглашаем известных людей, готовых поделиться своими мыслями о кинематографе прошлого и настоящего. О своих кинопредпочтениях RIA56 рассказал актер и режиссер Оренбургского театра драмы им. Горького Александр Федоров.
В детстве увлечение кино было поистине тотальным, но несколько однобоким. Я жил рядом с кинотеатром «Смена» — было такое здание полубарачного типа в Степном поселке, так вот туда я бегал постоянно, бывало, что по два-три сеанса в день. Помню, корейский фильм «Хон-Гиль-дон», что-то историческое с боевыми искусствами, посмотрел несметное количество раз. Билетерши меня знали, и когда не было денег пускали бесплатно. Но больше всего я любил индийский фильм «Танцуй, танцуй» — это было нечто невообразимое! Летом, в деревне, мы все почему-то тоже смотрели только индийские фильмы, и я считал это образцом искусства кино. Еще был фильм «Кинг-Конг жив», так там я рыдал как девчонка – смешно сейчас вспоминать, но – из песни слова не выкинешь. В те годы я воображал себя существующим рядом с героями, и даже придумывал новые приключения для них и для себя.
Потом пришли 90-е годы, и случилось то, что аукается нам до сих пор. В стране исчез кинопрокат, кинотеатры закрывались, им на смену пришли видеосалоны. Сначала смотрели кино у кого-то дома, но за деньги, потом переместились в ДК «Молодежный». Из фильмов того периода запомнились картины с Ван Даммом. Позже, когда у нас дома появился видеомагнитофон, мы скупили всю коллекцию советских фильмов, и смотрели их с огромным удовольствием.
Когда пришла пора задуматься о выборе профессии, честно скажу – об актерстве я даже не мечтал, думал стать юристом. Но однажды мама увидела объявление о наборе на актерское отделение, и я решил пойти попробоваться. Пришел я тогда в театр музкомедии, потому что даже не подозревал о существовании в городе еще одного театра – драматического. Там меня попросили спеть, и я понял, что попал не туда. Потом, придя уже в искомый театр, я встретил Рифката Векиловича Исрафилова, который предложил мне посмотреть работы по Шукшину тогдашних студентов, его учеников. Я посмотрел и понял, что пропал. Больше ни о чем мечтать мне не хотелось, и я поступил на курс Исрафилова.
Конечно, в первые годы учебы, было не до кино. Да и денег всегда не хватало, даже на еду, но потом пришло понимание настоящего кино. И большую роль сыграло то, что в Оренбурге стал проводиться кинофестиваль «Восток-Запад». Я хожу на все фестивальные показы, и очень удивлен, что так мало людей приходит. Ведь это – уникальная возможность посмотреть новое российское кино, которое ни по телевизору, ни в кинотеатрах не увидишь. Это какая-то душевная леность, нежелание развиваться. Да многие даже и не знают, что в дни фестиваля можно посмотреть что-то особенное. Особенно жаль, что люди, работающие в сфере культуры и искусства, абсолютно равнодушны к тому, что происходит в фестивальные дни.
Из фильмов, увиденных на фестивале, я запомнил белорусскую ленту о партизанах «В тумане» по произведению Василя Быкова, фильм «Люди добрые», сценарий которой написал Владимир Гуркин – автор комедии «Любовь и голуби», отличный фильм «Громозека» режиссера Владимира Кота, и совсем недавний фильм Рената Давлетьярова «Однажды». Особняком стоит фильм «Кино про Алексеева» — очень сильно впечатлил своей необычностью и блестящими актерскими работами.
фото: кадр из фильма "Однажды"
С уважением отношусь к фильмам о Великой Отечественной войне. Одним из лучших считаю фильм «Битва за Севастополь». Новая версия «А зори здесь тихие» не вызвала никакого протеста, хотя считаю старый фильм Ростоцкого абсолютно гениальным.
Из современных актеров всегда слежу за работами Чулпан Хаматовой, и, конечно, Евгения Миронова, которого считаю образцом такого понятия как Актер. Он безупречен в каждой роли, живет в каком-то особом мире, куда не допускает никого. И это правильно.
Годы учебы в Москве и знакомство с выдающимися деятелями современного театра, привели меня к мысли, что к любому жанру искусства надо подходить избирательно, не хвататься за все подряд, не бежать смотреть спектакли или фильмы, только потому, что ты – в столице. Теперь я уже выбираю для себя репертуар, и не жалею об этом. А жалею я о том, что в последние годы в кино и театрах пропала…публика. Я имею в виду не количество посетивших спектакль или фильм, а качественный уровень этой публики. Все больше зрителей не желают душевно трудиться, а хотят только чистого развлечения. И если в Москве или Питере еще можно увидеть полные залы на пятичасовом (!!!) спектакле Юрия Бутусова или Льва Додина, то в провинции это практически невозможно.
Совсем недавно посмотрел очаровательный детский мультик "Зверополис" — давно не испытывал такого удовольствия. И уже много лет не могу забыть фильм Дэвида Финчера "Загадочная история Бенджамина Баттона" с Брэдом Питтом в главной роли. Сложное философское произведение, но смотрится на одном дыхании. Этот фильм во многом помог мне чисто в психологичесом плане, например, справиться с некоторыми комплексами.
фото: кадр из фильма "Загадочная история Бенджамина Баттона"
Но в заключении хочу назвать фильм, который очень помог мне понять самого себя. Это «2001 год: Космическая Одиссея» Стенли Кубрика. Посмотрите и попробуйте сами понять – в чем смысл жизни.
КТО ЕЩЁ СОВЕТОВАЛ ФИЛЬМЫ ОРЕНБУРЖЦАМ: