«Газпром» разделить, трубу распределить: начнется ли реформа газовой монополии?

Руководство «Газпрома» опасается, что правительство лишит компанию эксклюзивного права на экспорт газа по трубе, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на проспект к новому выпуску еврооблигаций компании. В документе также допускается вероятность реорганизации компании. «Проект Стратегии по развитию энергетики в России до 2035 г. (от 1 февраля 2017 г.) предполагает сохранение монополии на экспорт трубопроводного российского газа, но нет уверенности в том, что эксклюзивное право компании в будущем не будет отменено, либо наш бизнес или операционная деятельность не будут реорганизованы каким-либо другим образом»,— говорится в проспекте.

Как поясняют «Ведомости», реорганизация допускается «Газпромом» впервые, тогда как опасность потери монополии на экспорт газа упоминалась уже в нескольких проспектах компании к евробондам. Как уточняется в документе, решение о разделении компании может быть принято правительством.

Источник газеты рассказал, что решения по монополии «Газпрома» на экспорт газа пока нет: по словам собеседника «Ведомостей», «никаких совещаний на эту тему не проходило, поручений не давалось». «Что касается организации — это возможно, но масштаб ее не будет сразу большим, все будет делаться постепенно»,— добавил источник. Представители «Газпрома» и вице-премьера Аркадия Дворковича отказались комментировать информацию.

Вопрос разделения «Газпрома» был поднят главой Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорем Артемьевым еще в 2015 году. Министр энергетики Александр Новак и президент «Роснефти» Игорь Сечин тогда заявили, что вопрос выделения транспортной компании из «Газпрома» потребует дополнительной проработки. Минэкономики выступило против разделения «Газпрома».

Позиция ФАС, тем не менее, не изменилась и спустя год: в марте прошлого года господин Артемьев сказал, что ведомство продолжает выступать за выделение транспортных активов «Газпрома» в отдельную компанию. При этом Игорь Артемьев признал, что вопрос о разделении «Газпрома» может быть решен только в случае прямого поручения президента Владимира Путина, пишет «Коммерсант».