The Financial Times: Показной роскоши в России пришел конец

На московской выставке Moscow Watch Expo, прошедшей в середине октября 2016 года, главным украшением стенда российского бренда «Слава» стали большие часы с надписью «СССР» на циферблате. Это была усовершенствованная версия советских часов, которые носили агенты сталинского главного подразделения контрразведки «Смерш» (сокращение от «смерть шпионам»). Эти часы были специально выпущены в честь 70-летней годовщины победы Советского Союза над нацистской Германией в 1945 году, и представители компании с гордостью рассказывали об этой усовершенствованной версии часов.

Часы российского производства, такие как «Слава», сегодня уже не так популярны среди представителей национальной элиты, как это было прежде. Представители российской власти переключились на швейцарские часы. Стоит вспомнить скандалы вокруг пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова и главы Русской православной церкви патриарха Кирилла: на их запястьях были замечены часы (Richard Mille и Breguet соответственно), которые они не смогли бы приобрести на свои зарплаты. Но с тех пор как против России были введены санкции и российская валюта сильно упала в цене, даже швейцарские часы начали постепенно терять популярность, пишет The Financial Times.

По данным Федерации швейцарской часовой промышленности, с января по ноябрь 2016 года импорт швейцарских часов в Россию упал на 46% до 136,9 миллиона долларов по сравнению с тем же периодом в 2014 году. Между тем, в мире этот показатель составляет 13,3%. По данным российской часовой ассоциации Time Seller, 446 иностранных компаний, продававших свою продукцию в России в 2012-2014 годах, в прошлом году ушли с российского рынка.

Падение курса рубля, ставшее следствием падения цен на нефть, сыграло в этом немаловажную роль. 1 января 2014 года доллар стоил 35,18 рубля, а в январе 2016 года курс российской валюты достиг своего исторического минимума — 85,97 рубля за доллар. К 1 января 2017 года рубль немного укрепил свои позиции, и его курс составил 60,66 рубля за доллар. «Настроения до сих пор остаются негативными, — говорит Дмитрий Крылов, эксперт по часам в Fashion Consulting Group и руководитель портала chasovshik.ru, специализирующегося на швейцарских часах. — Люди испытывают тревогу и не хотят тратить деньги, даже если у них есть накопления в твердой валюте».

До начала кризиса и до введения санкций против ряда россиян в связи с вторжением в Крым, по словам г-на Крылова, богатые люди покупали часы два-три раза в год. Как сказала генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, сейчас наблюдается тенденция «рациональных инвестиционных покупок».

Эксперты, посетившие выставку часов, утверждают, что традиционные покупатели дорогих часов — олигархи и политики — перестали покупать их в прежних количествах, но не из-за отсутствия денег. «Чиновники почти перестали носить дорогие часы, потому что предметы роскоши, которые прежде помогали им производить нужное впечатление, теперь превратились в табу», — отмечает Вячеслав Медведев, генеральный директор издательства Watch Media.

В то время как некоторые бренды потеряли часть своей клиентуры в России, продукция других производителей стала пользоваться большим спросом со стороны туристов из-за низкого курса рубля. По словам одного эксперта в этой области, Mercury Group, которая входит в тройку ведущих импортеров швейцарских часов в Россию, прежде заявляла, что она не повышает цены на свои часы, чтобы сохранить клиентов.

Интерес туристов к дорогим часам в период падения курса российской валюты вышел далеко за пределы Москвы, в российские регионы. По словам Константина Собко, владельца магазина ювелирных изделий и часов Brizo в Самаре (1000 километров к юго-востоку от Москвы), в 2014-2015 годах объемы продаж его магазина почти удвоились благодаря притоку новых покупателей.

Михаил Каспаров, генеральный директор ProTime Rus, дистрибьютора часов марок Frederique Constant, Maurice Lacroix и Escada, говорит, что в некоторых магазинах половина покупок приходится на клиентов из Азии, которых привлекает низкий курс российской валюты. Один эксперт, посетивший московскую выставку часов, рассказал, что он видел, как один китайский турист купил несколько часов Longines в дорогом магазине на Красной площади и, выйдя из магазина, сразу же перепродал их другим туристам.

Совершать покупки в России также стало дешевле, потому что Россия вступила во Всемирную торговую организацию, в связи с чем пошлины на часы снизились с 20% до 7%, как объяснил г-н Каспаров. Это стало серьезным ударом для российских производителей часов, особенно для тех, кто производит часы более низкой ценовой категории.

Гийом Аликс (Guillaume Alix), глава Groupe Montaigne, которой принадлежит ритейлер De Bon Ton, объяснил, что «не все бренды решили изменить цену — только те, у которых здесь есть филиалы. Если они есть на фондовой бирже, им необходимо сразу же менять цену. С другой стороны, дистрибьютеры могут сами решать, повышать им цену или нет, потому что они покупают по старым ценам».

Для некоторых компаний Россия остается чрезвычайно прибыльным рынком, несмотря на санкции и ее экономические проблемы. В 2016 году компания Rolex открыла свой бутик в центре Москвы. В ноябре прошлого года компания Omega открыла свой третий магазин в российской столице. А компания Breitling открыла свой первый магазин в Москве в 2014 году. Учитывая все это, открытие новых магазинов уже распланировано на несколько лет вперед.

В день открытия московской выставки часов настроение подавляющего большинства ее посетителей было весьма оптимистичным, однако, предупреждает г-н Медведев, который помогал в организации этой выставки, пока еще слишком рано праздновать. «Прежде наши выставки занимали более значительную площадь, но в этом году мы наблюдаем падение рынка. Не стоит ждать каких-то чудес».

Как пошутил другой эксперт, пришедший на выставку, «2017 год, несомненно, будет хуже 2016-го. Но он будет лучше 2018-го».