Российские чиновники готовы к отмене контрсанкций
На Гайдаровском форуме выяснилось, что в 2017 году Белый дом и деловое сообщество России будут спорить о том, стоит ли перераспределять налоговую нагрузку с прямых на косвенные налоги или же, напротив, стоит снижать ее. Дискуссионный вопрос — и то, даст ли такое снижение дополнительные доходы бюджета. Минфин в это не верит, Минэкономики сомневается. Однако в пользе отмены контрсанкций для роста экономики уже сейчас уверены не только чиновники, но и эксперты в международной торговле.
Защита от импорта ради импортозамещения стоит дороже, чем его плоды: компании-экспортеры теряют иностранных поставщиков и нуждаются в ресурсах, отвлеченных на запуск замещающих производств, пишет сегодня Коммерсант.
Налоговая сессия Гайдаровского форума — он завершился в субботу — продемонстрировала: снижение социальных взносов в обмен на рост НДС — единственное крупное предложение, которое будет обсуждаться весь этот год Белым домом, бизнес-объединениями и экспертами. Дискуссия была острой: президент РСПП Александр Шохин вспомнил, что в программе "Единой России" речь идет не о сохранении, а о снижении бремени. Министр финансов Антон Силуанов, хоть и является членом этой партии, с идеей снижения категорически не согласился, потребовав указать, какие расходы бюджета в таком случае можно урезать.
Доводы главы РСПП о компенсации бюджетных потерь ростом налоговой базы после снижения нагрузки министр назвал теоретическими и неправильными. Глава Минэкономики Максим Орешкин занял промежуточную позицию: надеяться на будущие поступления нельзя, но снизить нагрузку можно, если сократится доля теневой экономики. Для белого бизнеса нагрузка, по его словам, высока, а главная проблема — высокий уровень нагрузки на фонд оплаты труда для законопослушного бизнеса в сочетании с неуплатой страховых взносов другими предпринимателями. С чрезмерностью страховых взносов Антон Силуанов согласился, заявив о необходимости менять структуру налогов: снижать прямые — в первую очередь на фонд оплаты труда, повышая косвенные — НДС. В конце дискуссии Антон Силуанов не без некоторого давления со стороны Андрея Макарова пообещал, что уже в марте Минфин вынесет на обсуждение парламента драфт единого документа, в который войдут направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики — и на следующем Гайдаровском форуме предложения уже будут представлены в формате, пригодном для предметного обсуждения.
Обсуждение же экспертами в международной торговле еще одного возможного источника роста — наращивания экспорта — после выступления в пятницу Игоря Шувалова с несколько неожиданным прогнозом о возможном прекращении действия санкций и российских контрсанкций после 2017 года споров не вызвало. Импортозамещение ведет к замедлению темпов роста экономики, следовало из докладов экспертов Гайдаровского форума, обсуждавших перспективы торговой политики во второй и третий дни конференции: низкая открытость экономики, высокая защита от импорта, неактивность бизнес-ассоциаций и избыточное валютное регулирование препятствуют наращиванию экспорта.
Несмотря на членство в ВТО, у России и ЕАЭС фактически неблагоприятные условия торговли с крупными экономиками—участниками региональных соглашений, отметил глава Центра исследований международной торговли Александр Кнобель. Страна остается малооткрытой экономикой с незначительным влиянием на мировую. Бизнес также слабо влияет на торговую политику — тогда как в переговорах между развитыми странами активно участвуют именно бизнес-ассоциации. Директор по прикладным исследованиям ЦЕФИР Наталья Волчкова тоже отметила очень низкую вовлеченность стран ЕАЭС в глобальные торговые цепочки и низкую добавленную стоимость экспорта (в основном сырья). Доля импорта при производстве экспортных товаров в РФ всего 9,36% (в ЕАЭС она высока только у Белоруссии — 81,28%). При этом такие сектора, как мясная и молочная промышленность, а также некоторые промышленные сектора, защищены настолько, что это угнетает экспорт. В условиях ограничений импорта импортозамещение в лучшем случае работает на внутренний рынок — но никак не на экспорт. В сумме выигрыш импортозамещающих секторов оказывается меньше, чем проигрыш всех остальных, свидетельствуют расчеты ЦЕФИР. Это объясняется не только ростом цен и снижением благосостояния, но и эффектом отвлечения ресурсов в защищенные отрасли, эффективность компаний в которых ниже (фирмы, импортирующие промежуточные товары, на 20% эффективнее).