Пленные в Оренбурге: могил нет
17 июля исполняется 70 лет с того момента, как в Москве и Киеве был проведен беспрецедентный Марш пленных, он же «Парад побежденных», он же «Большой вальс». Последнее название дал этой спецоперации НКВД, может быть потому, что по Садовому кольцу в столице пленные двигались двумя потоками — по часовой стрелке и против нее.
В тот день по улицам Москвы прошли около 57 000 немецких солдат и офицеров, в основном захваченных в плен в Белоруссии войсками 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов.
«Парад» закончился к семи часам вечера, когда все пленные разместились по вагонам и были отправлены в места заключения. Примечательно, что только четырём пленным, отставшим от колонны, потребовалась медицинская помощь.
В рапорте в Государственный комитет обороны на бланке НКВД СССР Лаврентий Берия докладывал, что во время шествия «со стороны населения было большое количество антифашистских выкриков: «Смерть Гитлеру!» и «Смерть фашизму!». Однако в целом, по словам свидетелей, агрессивных или антинемецких выпадов было очень мало.
В Оренбурге подобного парада не было, но по отношению к пленным население проявляло определенную терпимость. По воспоминаниям старожилов, по городу свободно передвигались пленные немцы и японцы. Пытаясь выменять на хлеб нехитрые поделки – колечки и ножики. Росконвоированные в основном работали на стройках. Весь комплекс зданий по ул. Богдана Хмельницкого построили именно пленные. Всего Оренбургской области находилось четыре рабочих батальона. Кроме этого у нас были организованы Новотроицкий лагерь № 235, Орский лагерь № 260 и Чкаловский лагерь № 369.
Кроме лагерей, на территории Уральского региона были созданы и спецгоспитали. Ряд спецгоспиталей был расположен в Оренбургской области — два в пос. Ак-Булак (именно так писалось название этого населенного пункта в то время) Акбулакского района, два в Бузулуке, еще по два в Бугуруслане, и поселке Ракитянка Медногорска. Один спецгоспиталь находился в Орске.
Попавший в советский плен контингент был значительно ослаблен, условия пребывания военнопленных, особенно в первое время, оказались достаточно тяжелыми. Согласно документам в советских лагерях для военнопленных умерло более 580 тыс. человек.
Численность умерших на Урале иностранных граждан только в 1943—1955 гг. составила свыше 30 тыс. человек. За эти годы в Оренбургской области умерло 6138 пленных.
На протяжении 1950—1980-х гг. правовой статус иностранных воинских захоронений на территории нашей страны был достаточно неопределенным и регламентировался только положениями Женевской конвенции 1949 г. В соответствии с конвенцией подписавшие ее страны, в том числе и СССР, обязывались обеспечить сохранность и уход за находившимися на их территории воинскими захоронениями.
Складывается впечатление, что в Оренбурге все иностранные кладбища сравняли с землей.
По официальным данным в Оренбургской области Итальянской Республикой памятный знак установлен в пос. Акбулак. Всего в Оренбуржье благоустроено 5 кладбищ и установлено 8 памятных знаков.
Единственная страна, которая пытается осуществить эксгумацию и отправку на родину останков военнопленных, — это Япония. В Оренбурге это сделать не удалось, поскольку на месте бывшего кладбища возведен микрорайон. Ограничились памятным знаком, который установили в 2008 г. в районе улицы Монтажников. В Оренбурге, по сведениям японских исследователей, умерло 36 их соотечественников.
Надпись на японском гласит: «С мыслями о мире в память о тех, кто возлагая надежды на возвращение на родину умер на этой земле после Второй Мировой Войны, в 1945-1956 годах».