Foreign Policy: Россия вовремя вышла из Международного уголовного суда
У международного уголовного суда (МУС) год был трудный, а Россия лишь усугубила ситуацию. В среду Москва объявила, что прекращает связи с этим международным судом, отзывая свою подпись под учредительным договором Foreign Policy.
— Суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия, — объяснило в своем заявлении министерство иностранных дел после того, как президент Владимир Путин подписал распоряжение, объявив о намерении его страны «не стать участником» учредительного договора МУС — Римского статута.
Время для этого выбрано не случайно. В понедельник главный прокурор МУС Фату Бенсуда (Fatou Bensouda) опубликовала доклад, впервые заявив о том, что конфликт на Украине приравнивается к вооруженному конфликту между Россией и Украиной.
— Имеющаяся информация дает основание считать, что ситуация на территории Крыма и Севастополя приравнивается к международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией», — говорится в докладе.
Далее в документе идет речь о том, что аннексия Россией украинского полуострова Крым «фактически равнозначна продолжающемуся состоянию оккупации». Путин этому явно не обрадовался, поскольку документ противоречит его официальной риторике, согласно которой на Украине российских войск нет, а Крым присоединился к России добровольно в ходе свободного и справедливого референдума — риторике, которую почти все на Западе и в Киеве считают лживой.
Россия сначала подписала Римский статут в 2000 году, но так и не ратифицировала этот договор об учреждении в Нидерландах международного суда, который занимается расследованием военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности в тех случаях, когда национальные суды не желают или не могут вести расследование.
Выход из договора по МУС стал в последнее время трендом. За последние два месяца из Римского статута вышли Бурунди, Гамбия и Южная Африка, ссылаясь на якобы предвзятое отношение к африканским странам. В настоящее время Международный уголовный суд ведет 10 расследований — девять в Африке и одно в Грузии. Уганда, Кения и Намибия также дали понять, что рассматривают вопрос о выходе из МУС.
— Существует опасность, что выход из договора по МУС станет разменной монетой для стран, которые стремятся обезопасить мир для жестоких диктаторов, — говорит Элизабет Эвенсон (Elizabeth Evenson) из правозащитной организации Human Rights Watch. «Отказ от участия в работе или попытки парализовать деятельность МУС по проведению судебных расследований в отношении действующих чиновников приведет лишь к тому, что жертвы самых тяжких преступлений будут лишены возможности добиться справедливости», — добавила она
Возможно, что Путин, подписывая распоряжение, имел в виду и Сирию; России из-за ее жесткого военного вмешательства в Сирии обвиняют в совершении военных преступлений и варварстве. И на этой неделе Москва как раз начала новую наступательную операцию в этой раздираемой войной стране, что могло бы стать объектом нового тщательного расследования со стороны МУС.
Правда, МУС никого не выделяет и особой благосклонности никому не оказывает. Как издание Foreign Policy сообщало 31 октября, Международный уголовный суд также намерен расследовать на предмет военных преступлений и действия США в Афганистане. Соединенные Штаты сначала подписали договор о МУС при президенте Билле Клинтоне, но его преемник Джордж Буш-младший отозвал подпись из опасения, что из-за обвинений МУС американцы могут несправедливо стать политической мишенью.