Российские границы защитят боевые воздушные змеи
Корабли и суда российского Военно-морского флота получат воздушные кайты — большие управляемые воздушные змеи, на которых будут установлены антенны связи, миниатюрные радиоколационные станции, камеры, тепловизоры и другие средства наблюдения.
С помощью уникальных изделий, разработанных Объединенной приборостроительной корпорацией (ОПК, входит в состав госкорпорации «Ростех»), российские моряки смогут вести мониторинг местности, ретранслировать сигналы связи и даже перебрасывать на короткие дистанции грузы весом до нескольких сотен килограммов, пишут Известия.
Внешне кайт напоминает сильно изогнутый парашют типа «летающее крыло». Сейчас такие изделия в основном используются для занятий спортом. Наиболее распространены водные и зимние кайты, когда воздушный змей буксирует человека, стоящего на доске для виндсерфинга или на сноуборде. Но в военно-морских силах Соединенных Штатов и стран НАТО эксперименты по установке кайтов на боевые корабли и вспомогательные суда ведутся с середины 1990-х годов. В настоящее время командование морских перевозок ВМС США использует грузовой корабль Beluga, на котором кайт используется как парус. Выйдя в открытое море, экипаж судна поднимает на высоту 200–300 м многометровый купол — по данным Пентагона, такое техническое решение позволяет экономить до 20–30% топлива.
— Кайт — это фактически воздушный змей большой площади, который может подниматься на высоту до нескольких километров, решая большой круг задач, — сообщили в пресс-службе ОПК. — Например, это идеальный ретранслятор связи для военных кораблей, сухопутных подразделений. С его помощью можно перебрасывать грузы в условиях пересеченной местности, например через горы, реки, овраги, а также осуществлять видео- и метеонаблюдение, радиационный контроль. Главное отличие кайта от аэростата — устойчивость к сильным ветрам, можно сказать, что ветер — это его стихия.
В настоящее время ОПК разработано несколько вариантов кайтов, различающихся размерами, грузоподъемностью и площадью (от 30 до 250 кв. м). Чтобы кайт мог оторваться от поверхности, используется подкачка гелием, дальше «воздушный змей» летит за счет воздушного потока.