Областной театр кукол: главный герой

Позади 80 лет славной истории театра, впереди – новые постановки: радость триумфов и горечь поражений. Все случается в театральном мире. Но друзья театра в один голос утверждают – такого славного и талантливого коллектива не было, пожалуй, со времен Романа Ренца. А заслуга в этом, в первоочередном порядке , принадлежит художественному руководителю театра Вадиму Смирнову.

Воспитанник Нижегородской театральной школы, он пришел в Оренбургский театр, когда тот переживал далеко не лучшие времена. Годы без главного режиссера, призванного цементировать все главные театральные идеи и проекты, отрицательно сказались на коллективе. Череда постановок, осуществляемых приглашенными режиссерами (пусть даже очень талантливыми), не могла заполнить брешь репертуарного голода.  И, когда появился этот, с виду очень молодой, человек, труппа вздохнула облегченно – «он – то, что надо!»

Перечислять постановки нового главного режиссера на начальной стадии работы – не имеет смысла. Обратимся лучше к его главной формуле, являющейся продолжением лучших традиций кукольного искусства: в театре должны идти спектакли для взрослых. Ибо изначально, со времен первых кукольных представлений, как в России (XVIвек), так и в Европе (еще раньше), было абсолютно ясно: кукольный театр – это театр для ВЗРОСЛЫХ!

Постулат, что «раз куклы, то это для малышей» — не выдерживает никакой критики. И это взялся доказать Вадим Смирнов. Причем, доказать не впервые, ибо еще в 60 годы Роман Борисович Ренц ставил в нашем театре спектакли для взрослой аудитории. И многие их помнят до сих пор; помимо нежнейшего «Маленького принца», это были и яркие комедии «Прелестная Галатея», «Под ярким светом электричества», «Божественная комедия» и другие. Но все это были инсценировки, специально созданные для кукольного театра. А Смирнов решился поставить на сцене настоящую классику. Начало было положено «Женитьбы Бальзаминова» Островского. По словам артистов, они приступили к работе с опаской, но, одновременно, и с вдохновением. Очень соскучились по большой настоящей работе. И у них всё получилось, Спектакль идет до сих пор с огромным успехом.

Потом была «Тень» Евгения Шварца, тоже комедия,  но с ярким сатирическим зарядом. Немногие столичные театры, декларирующие себя, как свободные от догм, и не боящиеся ни бога, ни черта, отваживаются поставить эту пьесу великого советского драматурга, которую он и не чаял увидеть на театральных подмостках. Но и этот шаг Смирнова увенчался успехом.

Дальше – больше: на сцене Оренбургского театра появились «Генералы в юбках» Жана Ануя, также редкое явление даже на сценах драматических театров. Пьеса о том, как выдуманные «свободы» могут погубить настоящие человеческие чувства, произвела  на многих ханжески воспитанных оренбуржцев (откуда они  у нас взялись?!) впечатление разорвавшейся бомбы.  Но Вадим Смирнов и его команда (можно говорить уже и так), стояли на своем – спектакль жил, и постепенно завоевывал зрительские симпатии.

Перед проведением в 2014 году в Оренбурге Международного театрального фестиваля «Гостиный двор», целиком посвященного театрам кукол для взрослых, Смирнов решился на постановку «Маленьких трагедий» Пушкина. И опять успех! Но, неплохо было бы сделать небольшую паузу и сказать самые добрые слова в адрес соратников режиссера, а их у него, слава Богу, целый театр. Но я рискну кого-то обидеть, и назову некоторые фамилии: Екатерина Шарапова, заведующая литературной частью театра, Марина Зорина, главный художник, Тамара Пикулева, музыкальный редактор и, конечно же актеры, среди которых, как маяк сияет Любовь Милохина ( о ней надо рассказывать отдельно и подробно), а также Наталья Акимова,Татьяна Деденева, Полина Шумилкина, Андрей Гордеев, Елена Смирнова (жена), Кирилл Смирнов (однофамилец), Арина Юдинцева и все, все, все.

Именно эти все-все рискнули в конце прошлого сезона воплотить на сцене театре «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Это получился спектакль о всепобеждающей любви, которой не страшны даже колдовские чары. С каким вдохновением играют актеры – не передать словами, это надо видеть!

Кстати, не будем забывать, что Вадим Смирнов, помимо режиссуры, еще активно играет на сцене. Его можно увидеть практически во всех «взрослых» спектаклях, да и детскими он не гнушается – играет в «Снежной королеве», «Ястребке», «Али-Бабе и сорока разбойниках» и других спектаклях для ребячьей аудитории. И это сознательный выбор, потому что, помимо великолепного режиссерского таланта, блестящего образования, он никак не может побороть в себе тяги к лицедейству. И правильно: раз уж талантлив – то во всех направлениях.