США продолжат покупать двигатели для своих ракет в России

Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (НАСА) начало расследование аварии космической ракеты Antares, взорвавшейся на этой неделе при запуске с космодрома на острове Уоллопс возле побережья штата Виргиния. Принадлежавшая частной компании Orbital Sciences ракета должна была вывести на орбиту грузовой космический корабль Cygnus, на борту которого находился груз, предназначенный для Международной космической станции. Об этом сообщает «Радио Свобода».

Официальных заключений о причинах катастрофы пока нет, но предполагается, что при запуске произошел взрыв двигателя. Ракета Antares была оснащена двумя модифицированными в США двигателями советского производства.

Речь идет о жидкостных ракетных двигателях НК-33, разработанных в СССР еще в 70-е годы и закупленных американской компанией Aerojet. В США они получили название AJ-26. Специалист по космической технике из исследовательской организации Global Securities Чарльз Вик отмечает, что в целом претензий к этим ракетным двигателям никогда не было.

— Это лучшие в своем классе двигатели, и они представляют собой одно из высших достижений советской и российской космической промышленности. В США эти двигатели прошли тщательную проверку, они были модернизированы и приведены в соответствие с требованиями нашей космической программы. Однако в прошлом с этими ракетами дважды случались провалы, и оба раза, похоже, они были связаны с ржавлением воздушного коллектора двигателя. Похоже, что это стало причиной катастрофы и на сей раз, но утверждать об этом с уверенностью пока нельзя.

Преждевременно, считает Чарльз Вик, и говорить о том, откажется ли компания Orbital Sciences от использования ракет AJ-26 в своих будущих проектах.

— Orbital Sciences еще до аварии давала понять, что она может искать альтернативные двигатели для своих ракет. Возможно, это будут двигатели РД-180 российского производства, возможно, речь идет об использовании новых американских двигателей, если их разработку поддержат американский бизнес и правительство, — говорит Чарльз Вик.

Главный коммерческий конкурент Orbital Sciences компания SpaceX в своих проектах использует двигатели американского производства. Основатель этой компании миллиардер Элон Маск не так давно язвительно отметил, что использование Orbital Sciences изготовленных более 40 лет назад советских ракетных двигателей выглядит смехотворным. Чарльз Вик считает такого рода выпады со стороны конкурента Orbital Sciences неуместными:

— Меня не впечатляют такого рода заявления. Во-первых, потому что двигатели НК-33 в США подверглись тщательной модернизации, а во-вторых, компания самого Элона Маска не может похвастаться качеством двигателей ее ракет, — парирует он.

Orbital Sciences не единственный американский игрок на космической арене, который использует ракетные двигатели российского производства. Американская компания United Launch Alliance использует российские двигатели РД-180 в первой ступени ракет-носителей Atlas, которые выводят на орбиту научные и даже военные спутники. Зависимость от России в этой области вызывает в США обеспокоенность. Эта обеспокоенность возросла ранее в этом году, после того как заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин пригрозил, что Россия может прекратить продажу ракетных двигателей в США в ответ на введенные по отношению к ней экономические санкции. В июле этого года в Сенате США прошли слушания по этому поводу. Выступавшие там эксперты выразили мнение, что если Россия действительно прекратит продажу в США двигателей РД-180, это может значительно задержать запуск критически важных американских спутников.

Чарльз Вик согласен с тем, что Соединенным Штатам необходимо избавиться от зависимости от российских ракетных двигателей. Однако он отмечает, что это может занять немало времени:

— Для такой страны, как США, которая считает себя мировым лидером, находиться от кого-то в зависимости в области освоения космоса просто глупо. Это ставит под угрозу безопасность нас самих и наших союзников. Но Конгресс допустил ошибку, урезав ассигнования на космические разработки, и сейчас нам за это приходится расплачиваться. Нам необходимо серьезно пересмотреть вопрос о том, какие области науки и техники нам надо финансировать. В финансировании космических разработок образовалась огромная дыра, и чтобы ее ликвидировать, понадобится проявить политическую волю. Я уверен, что это произойдет рано или поздно, но этот процесс будет длительным, — сказал эксперт по космической технике Чарльз Вик.