Прима Мариинского театра Людмила Филатова отмечает юбилей

Прима Мариинского театра, 

Почетный гражданин Оренбурга Людмила Филатова сегодня, 6 октября, отмечает свое 80-летие.

Народная артистка СССР, певица (меццо-сопрано) Людмила Филатова родилась в Оренбурге 6 октября 1935 года. Во время учебы в школе, одновременно занималась в хоровом, драматическом и математическом кружках. Но, при поступлении а институт, пересилила «серьёзная» профессия. Она поступила на механико-математический факультет Ленинградского государственного университета, который окончила в 1958 году. Учась на математика, Людмила не забывала о любимом занятии – пении, и активно участвовала в художественной самодеятельности ВУЗа. Результатом стало приглашение в хор Мариинского(тогда Кировского ) театра оперы и балета.

RIA56 публикует фрагменты интервью с певицей, где она делится мнением о своих друзьях  по театру, а также рассказывает о своем творческом пути.

 — Как случилось, что Вы стали солисткой одного из лучших в стране оперных театров?

 — Я пела в хоре театра около двух лет, а потом мне предложили принять участие во Всесоюзном вокальном конкурсе им. Глинки. Неожиданно для всех, и в первую очередь для себя, я стала победительницей, после чего последовало незамедлительное приглашение стать солисткой театра. Это случилось в 1962 году. С тех пор я спела там все ведущие партии меццо-сопранового репертуара.

 — Вы долгие годы были партнершей великого русского баса Бориса Штоколова, который несколько раз приезжал с гастролями в Оренбург. и произвел на всех неизгладимое впечатление.

 — У Бориса Тимофеевича был поистине уникальный голос- нельзя сказать, чтобы мощный для оперы, но необыкновенно красивый. Потому он так много внимания уделял концертной деятельности. Только в исполнении русских романсов в полной мере могла проявиться вся красота его тембра. Однажды, вернувшись с гастролей в Оренбурге, он сказал мне: «Какая у вас там благоприятная атмосфера для голоса! После нашей сырости, у меня там все бронхи открылись, дышать стало легко и свободно. Ты – счастливая, что выросла в таком сухом климате, потому и поешь без всяких усилий» Вообще, удивительный был человек, доброты и чуткости необыкновенной, помогал молодым постоянно. Жаль, что так рано ушел из жизни.

 — В 1988 году, благодаря поддержке группы ветеранов театра, и Вас в том числе, художественным руководителем Мариинского театра стал Валерий Гергиев.

— Не совсем так. В те годы, было принято выбирать руководителей, и мы настояли, чтобы именно Валерий Абисалович стал у руля нашего театра. И мы ни на одну минуту не пожалели об этом. Благодаря ему, театр вернул себе мировую славу, а, кроме того, он, как уроженец Кавказа, очень трепетно относится к ветеранам. Именно он добился персональных пенсий для всех народных артистов, вышедших на пенсию. Он очень нежно относится к  тем, кто в течение многих лет составлял славу российской оперы и балета. К тому же, из-под его крыла вышли многие солисты, которых ныне знаем весь мир. Одна Анна Нетребко чего стоит!

Как Вы относитесь к новым веяниям в оперной режиссуре. Ведь сейчас многие считают, что главным в опере становится не дирижер, а режиссер, и мы видим большое количество авангардных постановок классических опер, которые далеко не всегда вызывают положительные эмоции у зрителя.

 — Я считаю, если это сделано талантливо, то это имеет право быть на сцене. Вот у нас в театре, несколько лет назад  Дмитрий Черняков поставил, казалось бы, абсолютную классику –«Ивана Сусанина» Глинки. там у него главный герой- не старый крестьянин в армяке и лаптях, а довольно бодрый  мужичок средних лет, этакий председатель колхоза. И другие герои там все достаточно современные люди. И это не вызвало у меня никакого отторжения, потому что было талантливо воплощено. Что же касается «польского акта», который был представлен, как некая «околокремлевская» тусовка, то да-это была сатира, но сатира грамотная.

 — Много раз, будучи на вершине славы, Вы приезжали в родной Оренбург, давали концерты для Ваших земляков, а также неоднократно пели вместе с оренбургским коллективами, в первую очередь, с Муниципальным камерным хором под руководством Ольги Серебрийской, а в 1996 году удостоены звания «Почетный гражданин города Оренбурга».

 — Оренбург для меня –место, откуда был дан старт всей моей большой карьере. Подумайте – простая девушка из хора, и, по прошествии ряда лет –народная артистка СССР! Так что Оренбург и оренбургскую публику я просто обожаю! Что же касается хора Серебрийской, то, с полным чувством ответственности, могу заявить, что на сегодняшний день, в России мало найдется хоров с таким уровнем подготовки. Ольга Серебрийская- это уникальный талант, работать с ней и её ребятами было огромным удовольствием.