Передовая. Наши дни: Один день со «скорой»
В рамках проекта «Передовая. Наши дни» корреспондент RIA56 провел день вместе с одной из бригад станции скорой медицинской помощи Оренбурга. Этого вполне хватило, чтобы ощутить все «прелести» профессии и понять, насколько тяжело проходят будни врачей, фельдшеров и водителей «скорой».
Рабочий день у специалистов бригады №113 должен был начаться в 8 утра. Но суточный марафон по спасению оренбуржцев у врача Ольги Утемисовой, фельдшера Алтын Кузембаевой и водителя Олега Хмелевских стартовал раньше этого времени. Вместе с ними не успеваю на этот самый первый выезд. Остаюсь ждать в сердце «скорой» — диспетчерском пункте.
Здесь обстановка, как на передовой в разгар самых ожесточенных боев. И звуковое сопровождение под стать. Дело в том, что сообщения о вызове дублируются особым сигналом, который напоминает звук ружейного выстрела или пролетающей пули – трудно разобраться под таким интенсивным «обстрелом». Рассказывают, что это сопровождение держит в тонусе. Понимание того, что эти «пули» элементарно не дают уснуть, придет только вечером после тяжелейшего, изнурительного дня.
На часах 08:55. К этому моменту у диспетчера на мониторе высвечены 46 вызовов. Врачи бригад успевают только забежать, отдать документы, и вновь отправляются на вызов. Позже я узнаю, что даже появиться в здании станции, заскочить в уборную, выпить стакан воды – уже большое счастье. Как правило, наплыв звонков в будни начинается в обеденное время. В выходные оренбуржцы активно вызывают бригады уже с утра. Голова, по словам диспетчеров, в такой круговерти начинает «закипать» уже ближе к 17:00.
Вместе с бригадой №113 я выехал около девяти утра. По нормам добраться до пациента «скорая» должна в течение 20 минут и ни секундой позже. Но этот норматив всегда перекрывается. Три минуты и мы уже на месте. Автомобили самой оперативной службы не самые комфортные. Например, в них нет кондиционера. В жаркую погоду выезды превращаются в средневековую пытку.
Медики уходят к пациенту. Остаемся вдвоем с водителем. Олег Васильевич работает на «скорой» всего третий месяц. В этой профессии его устраивает в основном график — сутки через трое. О зарплате говорит мало. Оно и понятно — чуть более 11 тысяч. Но вот о состоянии автопарка Олег Хмелевских рассказывает охотно.
— В иной день по городу приходится накатать до двухсот километров. А машины не новые. Да, в них есть и «ГЛОНАСС», необходимое медоборудование, но самого главного — комфорта в эксплуатации — в них нет. Ведь наши доктора, как ангелы-хранители. Они первыми приходят к больному, спасают его, если надо везут в больницу. А тут вместо крыльев такая вот повозка. Я считаю, что у экстренных служб должно быть все самое лучшее: транспортная техника и специализированное оборудование. Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы автопарк обновлялся, — говорит Хмелевских.
Кстати, иногда водитель еще и роль телохранителя выполняет. Особенно, если приходится ехать в место, где нет нормального уличного освещения.
— До подъезда проводишь, а потом ждешь, прислушиваешься, думаешь, как бы чего плохого в квартире не случилось — ночь для наших бригад особое время. Тут вам и «огнестрелы», ножевые ранения, дебоширы и много чего другого, — рассказывает водитель.
Врачи возвращаются. Ольга Васильевна сообщает диспетчеру, что бригада освободилась. Не проходит и минуты — мы едем на новый вызов. По дороге врач рассказывает о том, с чем приходится сталкиваться.
— Меня удивляет отношение людей к своим же родственникам. Первый вызов сегодня был к очень пожилому мужчине. Зашли в дом, осмотрели пациента — просто кошмар! Дедушке 74 года. Самостоятельно делать почти ничего не может. Весь грязный! Когда его купали и меняли белье — вообще не ясно! А с ним живет сын. Вот в таких случаях приходится не только помощь оказывать пациенту, но еще и с родными проводить беседу. Рада, что нам зачастую удается найти убедительные слова, — говорит Ольга Утемисова.
Факт о том, что врач скорой должен быть отличным психологом подтверждаются уже через пару минут на следующем вызове. Пожилая женщина никак не может успокоиться, плача буквально навзрыд. Что и кто ей сказал пока не ясно, но, видимо, что-то очень серьезное — врачи очень долго пытаются нормализовать давление и пульс. Пока фельдшер готовит оборудование ЭКГ, набирает шприц, врач успевает остановить истерику, наладить контакт с пациенткой. И вот все процедуры сделаны — состояние старушки значительно улучшилось. Можно отправляться на новый вызов.
Врачи возвращаются в машину. В этот момент к «скорой» подходит женщина с ребенком и говорит, что на лавке в районе детской площадки лежит мужчина без сознания. Отправляемся искать. Через некоторое время находим его и не одного. Идеальная пара: она — обливаясь потом, трясется, видимо от похмелья, а он, блаженно закатив глаза, лежит у нее на коленях.
— «Скорую» вызывали? — спрашивает врач.
— Вызывали. Ему, наверное, плохо, — говорит женщина.
Врач начинает тормошить алкоголика, дает нюхать нашатырь. Мужчина приходит в себя. И вместо «спасибо» облакадывает сотрудников скорой помощи отборной бранью — «не дали кайфануть».
— И таких пациентов у нас за сутки очень много бывает. Особенно в жару. Мы их спасаем, не давая умереть от солнечного удара, а в ответ слышим вот такую благодарность. Иногда бывает, что с такими «больными» приходится очень долго провозиться, приводя в сознание, — говорит Ольга Васильевна.
Врачи рассказывают, что алкоголь одна из самых злободневных проблем. Обострение хронических заболеваний, отравления, общее ухудшение здоровья после приема спиртных напитков — все это из-за пагубной привычки. Если этот фактор исчезнет из нашей жизни, то работы станет куда как меньше, считают в «скорой».
Отдельно о фельдшерском «ридикюле» — пластиковый кейс, в котором находятся все необходимые лекарства. Вес у этой сумки более чем ощутимый. А молодая фельдшер Алтын бегает с ней по улицам и лестничным пролетам весь день. Могу предположить, что суточное дежурство с такой «сумочкой» заменяет несколько недель тренировок в спортивном зале.
ЧП в районе проспекта Гагарина. Наш экипаж направляют туда. Подъезжаем к офисному зданию. Там уже суетятся пожарные-спасатели. Выясняется, что замкнуло проводку. Но обошлось без жертв. Собираемся возвращаться в автомобиль. По дороге врача останавливает одна из сотрудниц офиса — просит проконсультировать.
Ольга Васильевна вспоминает, как однажды и она воспользовалась помощью «скорой».
— Сломала ногу. И случилось это прямо на работе. Поэтому меня нашей же машиной отправили домой, — смеется Утемисова.
Карусель вызовов набирает обороты: перелом ноги, высокая температура у ребенка, гипертония, затрудненное дыхание, посталкогольная интоксикация…
О том, что пора бы и перекусить, напомнил желудок. На часах уже почти три часа дня. Мне говорят, что зачастую о глотке воды и бутерброде можно только мечтать. Перекусить мы успеем, когда вернемся на станцию для пополнения лекарственных запасов. Буквально проглатываем обед и вновь на выезды.
— Молодежь, конечно, приходит к нам, но не все остаются. Только самые выдержанные. Можно сказать, что они идеалисты, влюбленные в свою профессию. Главные качества для врача, а особенно для сотрудников скорой, — терпение, сопереживание и сочувствие людям. Когда помогаешь больным, вытаскиваешь с того света, чувствуешь свою необходимость. И вот это моральное удовлетворение во многом помогает справиться с каким-то бытовыми трудностями, — говорит Утемисова.
Я прощаюсь с бригадой №113 в шесть вечера. После не самого напряженного дня, по словам врачей, у меня нет сил. А им еще предстоит работать до следующего утра.