Два фиаско США сразу: русские теперь в Сирии
Кандидат на пост президента сенатор-республиканец от штата Флорида Марко Рубио (Marco Rubio) написал на странице National Review Online: «Русские строят авиабазу и направляют туда войска — в том числе и ветеранов своей грязной войны на Украине — а также самолеты для оказания помощи Асаду — в то время, когда войска режима отступают и теряют свои позиции… Без лидирующей роли США Сирия стала ареной, на которой действуют такие враждебные антиамериканские силы, как ИГИЛ, „Али-Каида“ „Хезболла“, иранское спецподразделение „Кодс“ (Корпуса стражей исламской революции в Иране — прим. перев.), а теперь и Россия. Ситуация будет только ухудшаться до тех пор, пока США не возьмут на себя руководство в противодействии экстремистским силам: мы должны вести работу с умеренными элементами оппозиции и активизировать обучение повстанцев, чтобы действовать не только против ИГИЛ, но и против Асада».
Рубио мог бы упомянуть, что на протяжении десятилетий существовал двухпартийный консенсус в отношении того, что необходимо предотвращать распространение влияния — сначала СССР, а потом России — на Ближнем Востоке (не говоря уже о создании там военных аванпостов). И, как вы, наверное, помните, лишь благодаря мужеству и принципиальности покойного Анвара Садата (Anwar Sadat), который отвернулся от Советского Союза и принял Запад (и в том числе встал на путь мира и укрепления отношений с Израилем), впервые был сделан шаг вперед в отношениях между Израилем и его арабскими соседями. Присутствие России в этом регионе препятствует миру и стабильности, а ее изоляция и лишение ведущей роли способствует и тому, и другому.
«Забудьте о той угрозе, которую представляет собой Асад при поддержке России, или о том, что все это значит для гуманитарного кризиса, обрушившегося на Европу, — рассуждает вице-президент Американского института предпринимательства Даниэль Плетка (Danielle Pletka). — Вместо этого подумайте о том, что, если, не дай бог, США решат предпринять что-нибудь в отношении Асада и ИГИЛ в Сирии, и создать бесполетную зону или безопасный коридор, то это может втянуть нас в конфликт с российской армией. Внезапно так вышло, что любой план напоминает Украину: делать то, что нужно, все чаще означает вступать в конфронтацию с непреклонным Кремлем. Дать оружие Украине? Нет. Расширить НАТО? Нет. Сдерживать Иран? Нет. Воевать с Асадом [?]. Нет. Мы вдруг оказались в ситуации, когда Москва сдерживает нас. Добро пожаловать в прошлое». На самом же деле в былые времена было намного лучше, поскольку США удавалось не пускать Россию на Ближний Восток и сохранять Европу единой и свободной.
Есть еще кто-нибудь, кто по-прежнему считает хорошей идеей «перезагрузку» отношений с Россией? Или резкий отказ Обамы от политики «красной черты» в отношении Сирии, которая применила оружие массового поражения? Или обращение к российскому президенту Владимиру Путину за помощью в решении кризиса в Сирии? Конечно, нет — разве что только он или она сознательно не хотят видеть того, что происходит на протяжении последних нескольких лет.
Трудно преувеличить масштабы того дипломатического фиаско, которое президент Обама оставит в наследство своему преемнику. Бывший помощник советника по национальной безопасности Эллиот Абрамс (Elliott Abrams), комментируя встречу премьер-министра Израиля Бенджамина Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) с Путиным, пишет: «Проблема Израиля состоит в том, что Путин, удерживая Асада у власти, становится все более важным союзником для Ирана и „Хезболлы“, которые вот уже три года воюют на стороне Асада. На самом деле, несмотря на продажу российского оружия, Асад уже давно бы ушел, если бы Иран и „Хезболла“ не держали бы там свои войска (по некоторым оценкам со стороны „Хезболлы“, там воюют 5-6 тысяч бойцов) и не делали того, что его армии уже делать не удается. Поэтому Россия сейчас является союзником „Хезболлы“ и Ирана, и их военные связи будут укрепляться, поскольку они преследуют одну и ту же цель на одной и той же территории в Сирии».
Альянс России с Ираном и «Хезболлой» довольно опасен теоретически. А на практике он еще опаснее, поскольку Израиль давно ведет политику препятствования переброскам оружия «Хезболле» из Ирана или Сирии. Все эти полеты израильской авиации в Сирии (полеты, которые, по словам наших военных, совершать слишком сложно и опасно — а то и вообще невозможно из-за сирийских систем ПВО) нацелены на то, чтобы бомбить транспорты с таким оружием. Сможет ли Израиль делать это, если Сирия и «Хезболла» получат новое российское зенитное оружие, которым будут управлять русские? А вдруг несколько русских будут убиты — что тогда? Поскольку у сирийских повстанцев и формирований «Исламского государства», воюющих против режима Асада, нет военной авиации — у них на вооружении нет ни одного самолета — кого тогда будут сдерживать российские зенитные батареи? Американцев? Израильтян? У Нетаньяху есть немало тем для обсуждения с Путиным. И сегодня Израиль должен считаться с этой угрозой — впервые с тех пор, как в 1972 году Анвар Садат приказал вывести советские войска из Египта.
Нам бы лучше избрать в 2016 году такого президента, у которого есть железная воля и очень умные советники по внешнеполитическим вопросам. Ему или ей это понадобится для того, чтобы вытащить нас из той неразберихи, которую создал Обама. И если раньше «солнце никогда не заходило» над Британской империей, то сейчас эта поговорка касается той части земного шара, на которую Обама оказал негативное влияние и на которой растут ряды опасных противников.
Источник: The Washington Post