«Сорочинский вестник»: что скрывает главврач?

В Оренбургской области главный врач Сорочинской районной больницы Владимир Таскин выгнал представителей СМИ с расширенного совещания по здоровому образу жизни.

В администрации города четвертого июля прошло расширенное совещание по здоровому образу жизни. Проводила его и.о. главы Сорочинского городского округа Татьяна Мелентьева, но на момент начала совещания она еще не закончила предыдущее с главами территорий, поэтому задержалась. В это время Владимир Таскин распорядился, чтобы представители СМИ покинули зал совещания.

Тема, касающаяся здорового образа жизни — общественно важна и актуальна. И один из главных рупоров пропаганды — это как раз газеты и телевидение, которые доносят до читателя не только сегодняшнюю ситуацию, но и от имени медиков рассказывают о возможностях предотвращения заболеваний, связанных с нездоровым образом жизни. Это понимают все, включая законодателей, которые предусмотрели открытый доступ к информации, связанной со здоровым образом жизни (экологией и так далее) не только для журналистов, но и вообще любых представителей общественности.

Почему у нас презентация по здоровому образу жизни проходит за закрытыми дверями? Значит ли это, что главврач решил не посвящать людей — для кого и с кем, собственно, профилактика и ведется — с какими проблемами в области здорового образа жизни сталкивается местная медицина, и какие пути решения они видят? Как попытаются помочь людям?

Журналистам пояснили уже после совещания, что никто из присутствующих не понял причину отказа Таскина осветить мероприятие в СМИ. Ничего секретного там озвучено не было. Больше того, перед началом совещания журналистам напомнили, чтобы они непременно присутствовали. В общем, о чем говорилось на совещании — остается только догадываться. Конечно, нам прислали слайды, по которым выступали доктора Владимир Мойченков, Наталья Игнатова и Светлана Фильченко. Только разве разберемся мы в десятках графиков без пояснения медиков? На третьей странице газеты вы прочли материал Владимира Мойченкова, который всегда ведет активную пропаганду здорового образа жизни на страницах районки, за что ему спасибо и от читателей, и от нас. Он далек от пререканий и споров, просто выполняет свою работу, просто беспокоится о результате своего труда. О людях, наконец. Но он вынужден был восстанавливать собственное выступление по памяти по нашей просьбе, поскольку мы считаем тему здоровья сорочинцев  однозначно значимой и, может, наиболее важной в сегодняшних условиях жизни.

Врачи Сорочинской больницы готовы продолжать работу по профилактике на страницах нашего издания, только кажется, на свой страх и риск, ведь главврач открыто показал, как вести себя с журналистами. Корреспонденты отражают интересы своего читателя,  часто читатели общаются с медиками устами журналистов и смотрят на них глазами журналистов. Значит, отношение к журналистам, это – отношение к почти шести тысячам семей Сорочинского городского округа — наших подписчиков. Это с одной стороны. С другой — примечательно, что Таскин удалил журналистов не с закрытого совещания, здесь проводились не тайные переговоры — это было общественно-значимое мероприятие в государственном учреждении. Для чего было оказано беспрецедентное давление на свободу слова и средства массовой информации, тем самым фактически были нарушены конституционные права граждан на получение информации и журналистов на освещение общественных мероприятий?

Не мог главврач забыть статью ФЗ 23 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» — о факторах, влияющих на здоровье, где граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. Статью 30  о профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни. Люди — вот о чем должен думать врач, ведь верно?

Все-таки хочется напомнить всем, кто решил, что может произвольно выгонять журналистов с совещаний, отказывать им в информации, что вы нарушаете сразу ряд законов. И еще: должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29, ч. 4 Конституции предоставляет гражданам право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Журналистам, в дополнение к этой общей норме, предоставлено право посещать государственные органы (ст. 47, п. 2 Закона «О средствах массовой информации») и их заседания, и производить записи, в том числе с использованием аудио- и видеосредств (ст. 47, п. 6 Закона «О средствах массовой информации»). Право журналиста на доступ к информации прямо корреспондирует с правом каждого гражданина на получение общедоступной и не ограниченной в доступе информации, закрепленным в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации».

Кроме этого закона, существует ряд других актов, которые требуют от чиновников предоставлять информацию. Например, Основы законодательства Российской Федерации о здоровье граждан в статье 19 предписывают информировать о факторах, влияющих на здоровье граждан. Предусмотрено это и в Уголовном кодексе — статья 237 УК предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Статья является относительно новой и включена в Кодекс в результате длительных обсуждений проблем, связанных с огромной опасностью утаивания от общества экологической и медицинской информации. Плюс статья 286  УК — превышение должностных полномочий. 

Наконец, существует близкая им по смыслу статья 144 Уголовного кодекса. В соответствии с ней, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Безусловно, журналисты не стали требовать их впустить, стоя у закрытых дверей открытого совещания. Ни совесть, ни профессиональная этика этого не позволили. Ведь те, кто готовил презентации, работал над ними, разыскивая пути-выходы из медицинских проблем, не виноваты в принятом главврачом решении. Потом корреспонденты постарались найти для людей информацию, которая касается всех и каждого жителя нашего города, чтобы вы могли обсудить ситуацию, сделать собственные выводы. Доктора, которые уверены в необходимости такой информации для людей, безусловно, с людьми и остаются. Главное, чтобы подобный произвол чиновника не стал нормой. И если главврач решает избавиться от общественного мнения, или отмахнуться от общественной значимости проблемы, и единолично принимает решение выгнать журналистов, пусть помнит: журналистов, как и читателя, от этого защитит закон.

Александр Задорожнев, Сорочинский межрайонный прокурор, советник юстиции:

 

— В соответствии с законом о СМИ, никто не вправе выпроводить журналистов с открытых совещаний. Исключение составляют лишь случаи, когда обсуждаются темы, затрагивающие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Совещание по здоровому образу жизни относится к разряду общественно-значимых, поэтому не пустили журналистов туда незаконно. В настоящее время по данному факту организована проверка.