Россия защитит взятого в плен Украиной Виктора Агеева

Житель Алтайского края Виктор Агеев, задержанный в Луганской области, рассказал украинским журналистам, что в ЛНР поехал из Новочеркасска Ростовской области, где заключил контракт на военную службу. Минобороны РФ опровергает, что он являлся российским контрактником. Сейчас молодой человек обвиняется в создании террористической группы или участии в ней. Мать солдата Светлана Агеева вместе с алтайскими правозащитниками начала сбор средств на адвоката, который представлял бы его интересы в украинском суде. При этом она просит власти организовать его обмен.

21-летний житель Алтайского края Виктор Агеев, задержанный под Луганском 24 июня, дал интервью журналистам украинских СМИ. Его опубликовали на сайте ТСН, а также показали в эфире телеканала «1+1». Молодой человек рассказал, что служить приехал по контракту, который подписал в воинской части №65246 в Новочеркасске Ростовской области. Через четыре дня его отправили оттуда в Луганск. Он ехал защищать местных жителей, которых, как он считал, обстреливали украинские военные. Виктор Агеев отметил, что до задержания он охранял объекты части, изредка выезжая на полигон на стрельбы. Как отмечает ТСН, зарплата контрактника составляла 23 тыс. руб. ежемесячно, к этому якобы доплачивали около 15 тыс. руб. за службу в ЛНР. Сейчас Виктор Агеев находится в СИЗО на территории Украины, пишет Коммерсант.

В Минобороны России отмечают, что Виктор Агеев не служил по контракту в вооруженных силах РФ — это заявление с момента его задержания не раз цитировали СМИ. Вчера пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также сообщил, что «российских военнослужащих на территории Украины не было и нет». Ведутся ли Минобороны переговоры по возврату Виктора Агеева, в пресс-службе министерства “Ъ” оперативно сообщить не смогли, пообещав прислать ответ на запрос в течение трех дней. Аналогичный запрос был отправлен в пресс-службу МИДа, поскольку 5 июля официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова сообщила, что российское посольство активно занимается судьбой задержанного. В пресс-службе ведомства “Ъ” ответили, что вопросом занимаются не МИД, а Минобороны, и просили обращаться туда.

Как рассказал “Ъ” правозащитник и председатель алтайского краевого регионального отделения партии «Яблоко» Александр Гончаренко, из-за того, что Виктор Агеев не признан российским военнослужащим, его обвиняют в тяжком преступлении — «создании террористической группы или участии в ней» (ст. 258–3 УК Украины). «Сейчас мы заняты поиском адвоката для Виктора на Украине. На это нужны большие деньги, а у матери Виктора, сельской учительницы, их нет, поэтому мы объявили сбор средств»,— рассказал собеседник “Ъ”. Александр Гончаренко добавил, что они рассчитывают на возможность помилования молодого человека президентом Украины, поскольку тот никого не убивал. По версии украинской стороны, Виктор Агеев вместе с тремя другими бойцами был задержан в конце июня после столкновения подразделений ВС Украины и самопровозглашенной ЛНР. Причем Служба безопасности Украины, разбирающаяся в обстоятельствах дела Виктора Агеева, считает его разведчиком.

Последний раз на связь с матерью Виктор Агеев выходил 30 мая. В село Парфеново Алтайского края Светлана Агеева вместе с двумя сыновьями — старшим Максимом и младшим Виктором — переехала в 1998 году, когда Виктору было три года. Женщина воспитывала сыновей одна — муж умер. Светлана Агеева устроилась работать преподавателем английского языка в местную школу. После окончания девяти классов Виктор Агеев поступил в Алтайский государственный колледж по специальности «сварщик». После колледжа получил повестку в армию.

«Наша семья чтит традиции, помнит свои корни. Дед Виктора, кадровый военный, участвовал в Великой Отечественной войне, был порядочным человеком. На этом положительном примере сыновья и воспитывались»,— рассказала “Ъ” Светлана Агеева. По ее словам, Виктор Агеев мечтал о службе в армии, поскольку считал, что она станет социальным лифтом для сельского мальчишки. У Виктора не было высшего образования, он рассчитывал его получить, будучи на военной службе, а затем сделать карьеру в армии. «Он обычный парень, доброжелательный, у него очень много друзей. С детства он увлекающийся. Очень ему нравятся мотоциклы — собирал, разбирал, любит он это дело. Любит спорт. А после того как из армии вернулся, стал еще большим приверженцем здорового образа жизни»,— продолжает собеседница “Ъ”.

По словам Светланы Агеевой, после срочной службы Виктор устроился на временную работу в Барнауле, где живет его старший брат. «Он хотел остаться на сверхсрочную службу, но сказал, что очень соскучился, хотел побыть со мной»,— рассказывает Светлана Агеева. По информации Светланы, сына призвали на срочную службу в ВВС в Новочеркасск в Ростовскую область. За год службы навестить его ей так и не удалось — оплата дороги оказалась неподъемной для учительницы. «Уехал служить в марте. Сейчас не помню дословно, что мне тогда сказал: что хочет служить по контракту и поедет туда, где он срочную служил, там у него и друзья остались. Потом несколько звонков было. Говорил, что все хорошо, ни о чем не просил. О происшедшем с ним я узнала из СМИ»,— вспомнила Светлана Агеева.

По словам матери военнослужащего, никто из представителей властей с ней не связывался. Она отправляла обращения в районный и краевой военкоматы, в Минобороны и МИД, но все безрезультатно. «Я не знаю, как он там (на юго-востоке Украины.— “Ъ”) оказался. Я очень прошу спасти моего сына, прошу помощи в обмене»,— резюмировала Светлана Агеева, отметив, что не знает, как этот обмен делается.