Гэпэтэушников больше не готовят

Последнее время в сфере образования не стихают порывы ветра перемен. Привыкли к ЕГЭ и к платному высшему образованию. Пережили укрупнение вузов. Сейчас на повестке дня реформа начального профессионального образования. Предложенная Минобром России, она воспринимается неоднозначно педагогами-практиками и рядовыми гражданами. Некоторые утверждают: реформа станет последним шагом в деле уничтожения начального профессионального образования. Что предлагает законодатель? Начиная с 1 сентября, профессиональные училища и лицеи будут оптимизированы путем присоединения к учреждениям среднего профессионального образования либо реорганизованы в учреждения среднего профессионального образования.

Больше всех профессиональных училищ в Орске взял под крыло технический техникум имени Стеценко – бывшее профтехучилище № 31. Год назад к нему присоединился ПЛ № 14, в этом – его филиалами стали два профессиональных училища Новоорска и Энергетика. К индустриальному колледжу присоединилось профессиональное училище Гая. Профлицеи № 21 и № 2 присоединились к торгово-технологическому техникуму, ПЛ № 52 и № 23 объединяются в новый техникум, ПУ № 1 становится частью машиностроительного колледжа. Для абитуриентов радикальных изменений не произошло. Если выбрали рабочие специальности, пакеты документов на поступление они относят в училища, так как здания и материальная база остаются те же, но теперь под эгидой колледжей. Руководители средних профессиональных учебных заведений заинтересованы в сохранении площадей и оборудования профессиональных училищ. Материальная база, созданная в течение десятилетий, по-своему бесценна.

Реформа в действии

– Сейчас к машиностроительному колледжу присоединяется ПУ № 1, – комментирует директор колледжа Нина Павленко. – Училище ликвидируется как юридическое лицо. Но подготовка специалистов по базовым рабочим специальностям для МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» будет идти по-старому. Мы готовим машинистов крана, токарей, сварщиков, электриков, в в 2014-15 учебном году планируем начать подготовку по профессии «модельщик литейного производства». Разговоры о том, что пострадает профессиональная подготовка кадров считаю некомпетентными, поскольку за счет преподавательского состава колледжа, а у нас коллектив профессиональный, усиливаем педсостав ПУ № 1. Требования к претендентам повышаются: если в профтехучилищах можно было преподавать, имея профессиональное или среднее специальное образование, то при переходе на среднее профессиональное нужно только высшее. На сегодняшний день весь преподавательский состав машиностроительного колледжа имеет высшее профессиональное образование, а 56% преподавателей – высшую категорию. Условия поступления на обе ступени колледжа пока остаются без изменений – на бесплатной и общедоступной основе, без вступительных испытаний. Прием идет по конкурсу аттестатов. Конкурса на рабочие профессии нет, на специальности второй ступени – есть. Тем, кто не проходит по аттестатам на вторую ступень, будем предлагать рабочие профессии. Большой плюс для абитуриентов: получить рабочую специальность они смогут в этом же учебном заведении. То же относится и к студентам второй ступени, по каким-либо причинам не справляющимся с учебой. Можно перевестись на первую ступень и овладеть рабочей профессией. Таким образом, мы сохраняем контингент учащихся. Переход со второй ступени на первую возможен, а наоборот, без полного прохождения курса первой ступени, нельзя.

Давно пора?

– Эту реформу надо было делать еще 10-15 лет назад, – убежден Сергей Лаптев, который более 30 лет возглавлял ПУ № 1. – Мы были в Германии в 1992 году. И я видел подтверждение тому, что ступенчатая система образования работает. Вернулся в Орск с новой идеей. Она была по-своему романтической: лучших мальчишек и девчонок – активистов, отличников – после двух лет обучения принимать в колледж без экзаменов. Мотивация мощнейшая, ведь уже в 1990-х престиж рабочих профессий падал и в училища шли с неохотой. Года 3-4 мы в училище это практиковали. После торжественной линейки переводили ребят в машиностроительный колледж. Нестыковка была с программами. Я предлагал синтезировать учебные планы, благо преподавательские составы были сильные. Но… указания сверху не поступило, и техникум перестал брать ребят. Выпускники колледжей спецы в компьютерах, и организаторские качества у них воспитывают. Но многие не знают, как трудиться на станках, как работает та же сварка. А в профтехучилищах ребята с ключами гаечными поработают – и сварочный аппарат, и станок токарный освоят. Надеюсь, что объединение пойдет всем на пользу: и будущим рабочим, и выпускникам колледжей.

Реформа профессионального образования вполне логична. Одна из причин – демографическая сложная ситуация. В начале 1990-х в стране был спад рождаемости. В нашем городе стремительно сокращалось количество детских садов, затем – начальных классов школ. В конце 90-х в школе № 36 вместо привычных 3-4 первых классов с трудом набрали один. Сейчас дети из той «демографической дыры» достигли возраста абитуриентов. Содержать здания, предназначенные для семи сотен человек, в которых будут обучаться около двухсот, нерентабельно. Поэтому соединение учебных заведений позволит сберечь материальную базу. Тем более что через несколько лет подрастут родившиеся в начале нулевых, и их будет гораздо больше, чем нынешних абитуриентов.

Кто пришел – того берем

Сегодня в школах на второй год оставляют в самом крайнем случае, нет «нехороших» аттестатов. Есть те, в которых исключительно «удовлетворительно». За этой оценкой может стоять и трудный подросток, и ребенок из неблагополучной семьи, и тот, у которого почему-то «не сложилось» с учебой. В идеале к каждому из них надо подобрать свой ключик, чтобы ребенок раскрылся, чтобы у него появились мотивация и интерес к выбранной специальности. В училищах «трудных» опекали и нередко «отвоевывали» пацанов от улицы, а то и от тюрьмы.

– В системе подготовки по рабочим профессиям остаются социальные педагоги и психологи, они будут помогать адаптироваться, морально и психологически поддерживать ребят. Сохраняются и другие меры социальной поддержки, – заверяют в машиностроительном колледже.

Рассказал Лаптев и такую историю. В 80-е годы директор школы № 2 Станислав Карнасевич попросил его за одного из учеников: «Возьми парнишку, его надо вытягивать». А тот разгильдяем слыл, хулиганом. В училище его как могли, держали и тянули. Окончил учебу, пошел работать, потом армия. Попал в горячую точку, воевал, получил орден. Потом при встрече Карнасевич Лаптеву руку жал и благодарил за того парня.

В истории начального профессионального образования нынешняя реформа далеко не первая. Берущая свое начало еще при Петре I, она изменялась сообразно реалиям времени. Нам знакомы слова «ремесленное училище», «ФЗУ», «ПТУ», «ГПТУ», «СГПТУ». Как-то пытались внедрить даже аббревиатуру «ПУЗ» (профессиональное учебное заведение). Не прижилась. Как бы они ни назывались, эти учебные заведения всегда готовили рабочие кадры для предприятий и, как могли, исправляли педагогические и родительские ошибки. Хочется верить: новая система профобразования поможет найти себя не только честолюбивым и амбициозным, но и тем, кого называют «трудными».