Золотой запас России: передел на рынке добычи

Миноритарий Highland Gold Иван Кулаков не задержится в акционерах крупного Нежданинского месторождения золота в Якутии. Купив в марте 82,3% проекта у «Полюса», господин Кулаков договорился о поэтапной продаже актива второму совладельцу Нежданинского — Polymetal. Сумма выкупа 75,3% в СП составит до $180 млн, но лишь $10 млн будет выплачено наличными, а остальное — акциями Polymetal.

Золотодобывающая Polymetal заключила опцион c кипрской Pallavicino Holdings Ltd Ивана Кулакова, предполагающий консолидацию Нежданинского месторождения золота в Якутии с ресурсами 10,9 млн унций. Polymetal, владеющая 17,7% в СП для разработки Нежданинского (кипрская UVGK Holdings Limited), выкупит у Pallavicino 7% в СП за $8 млн и может заплатить по опциону за 75,3% $105–180 млн, исходя из запасов актива по JORC. Но наличными Pallavicino получит лишь $10 млн (еще $12 млн — премия по опциону), а остальное — акциями Polymetal (видимо, допэмиссии). Точный пакет будет рассчитан по рынку, опцион действителен с 1 февраля по 1 июня 2018 года. Капитализация Polymetal — $5,09 млрд, то есть Иван Кулаков может получить до 3,5% в текущем капитале. Для покупки 7% акций и реализации опциона нужно одобрение правкомиссии по контролю за иноинвестициями, а по опциону — еще и ФАС, пишет Коммерсант.

Polymetal может и продать Pallavicino 24,7% в СП, но за номинальную €1 тыс. при вложенных в проект $20 млн. В Polymetal говорят, что это возможность выйти из проекта без обязательств, «если он не будет обеспечивать необходимую доходность на капитал», но это маловероятно. «Актив идеально соответствует ключевым компетенциям Polymetal в переработке упорных руд и разработке удаленных месторождений»,— заявил глава компании Виталий Несис. Инвестиции могут составить $200–250 млн из free cash flow.

Иван Кулаков — бывший партнер Романа Абрамовича, он формировал золотодобывающую Highland Gold Mining, где был совладельцем и управляющим директором, но с середины 2000-х годов остался миноритарием с 4,5%. Господин Кулаков в марте купил 82,3% UVGK у «Полюса» Саида Керимова за $158 млн ($58 млн выплатит после запуска Нежданинского). Источники “Ъ” тогда предполагали, что Иван Кулаков может выступать в интересах других покупателей или перепродать пакет. В 2013 году Polymetal купила за $73,3 млн в акциях и $3,9 млн наличными Маминскую горнорудную компанию у структур, основным владельцем которых источники “Ъ” называли господина Кулакова.

Источники “Ъ”, знакомые с весенними переговорами по Нежданинскому, говорят, что «Полюс» хотел быстро продать актив, но Polymetal, имевшая опцион на увеличение доли до 50% и преимущественное право выкупа, была не готова. Тогда «Полюс» продал пакет Ивану Кулакову, трехсторонних переговоров не было, говорят собеседники “Ъ”. «Структурирование сделки происходило с новым владельцем»,— подтверждают в Polymetal. Получить комментарии господина Кулакова не удалось. Привлекал ли он займы для покупки доли, неизвестно, в кипрском реестре данных о залогах Pallavicino нет. В Polymetal не комментируют возможную продажу Иваном Кулаковым акций компании, источник “Ъ”, близкий к совладельцам золотодобытчика, не знает о каких-либо договоренностях и называет бизнесмена «комфортным акционером». Директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский отмечает, что дивидендная доходность акций Polymetal — около 5% годовых в долларах, а ежедневные объемы торгов в $20–30 млн позволяют при желании быстро монетизировать бумаги.

Polymetal выплатит $10–17 за унцию ресурсов без учета своей доли, указывает Олег Петропавловский из БКС, тогда как Кызыл и Комаровское в Казахстане покупались в 2014–2016 годах по $92 и $70–129 за унцию ресурсов соответственно. Большая часть ресурсов Нежданинского относится к «предполагаемым» (7,7 млн унций), говорит он, Polymetal видит реальной конвертацию всех ресурсов в 2,4 млн унций запасов. Polymetal постоянно добирает ресурсную базу, чтобы загрузить переработку, напоминает аналитик.