История «Золушки»: в областном театре кукол представили премьеру
Оренбургский областной театр кукол представил зрителям главную премьеру осени – спектакль «Золушка». Текстовой основой постановки стал киносценарий Евгения Шварца, но главную роль в истории сыграла музыка Сергея Прокофьева.
Спектакль еще не начался, а в полутемном зале уже звучали первые такты гениальной музыки Сергея Прокофьева. Она и будет сопровождать весь спектакль, что стало безусловной «изюминкой» постановки. Дети в зале воспринимают столь серьезную музыку как совершенно естественное сопровождение любимой сказки. И это в который раз свидетельствует об их способности воспринимать прекрасное. Огромное спасибо постановщику спектакля Вадиму Смирнову за то, что он отнесся к детям, как к равным, и дал им возможность не только посмотреть сказочную историю, но и послушать божественную музыку, от которой буквально захватывает дух.
История о бедной девушке, нежданно-негаданно оказавшейся в рабстве у жестокой мачехи известна с самых малых лет благодаря сказке Шарля Перро. Торжество справедливости, выразившееся в счастливом финале – свадьбе Золушки и Принца, было там совершенно естественным. И это встречалось у французского сказочника практически всегда: добродетель и трудолюбие обязательно должны вознаграждаться.
Но позже сюжет о маленькой замарашке неоднократно получал воплощения в других видах искусства, в частности, его использовал для создания прелестной оперы великий итальянский композитор Джоакино Россини. В 1945 году Сергей Прокофьев написал балет, который стал прекрасным подарком советским людям, выстоявшим и победившим в страшной войне. И почти одновременно с балетом замечательный советский драматург Евгений Шварц пишет сценарий фильма «Золушка», который был воплощен на экране Надеждой Кошеверовой в 1947 году. И работа эта является столь безупречной, что превзойти её не удавалось никому. Цитаты из фильма давно ушли в народ, благодаря, в первую очередь, блестящему актерскому составу – Эраст Гарин, Фаина Раневская, и, конечно, Янина Жеймо, которой в момент съемок было уже 36 лет, то есть она была старше своей героини на 20 лет, — но этого никто не заметил. И именно Золушка в исполнении Жеймо долгие годы являлась образцовой.
Сценическая история «Золушки» весьма многообразна, в настоящее время только в Москве она идет в пяти театрах, включая Малый и «Современник». Но произведение Шварца является все-таки не пьесой, а киносценарием, который очень легко адаптировался к театру. Но пьеса про Золушку все-таки была создана. В тяжелом 1943 году её написала детская писательница Тамара Габбе, и она носила название «Хрустальный башмачок». Эта очень хорошая пьеса ушла в тень после появления «Золушки» Шварца. Тамара Габбе, как драматург, сейчас почти неизвестна, хотя её сказки «Город мастеров» и «Оловянные кольца» широко идут в детских театрах, и даже были экранизированы.
Возвращаясь к спектаклю оренбургских кукольников, стоит отметить, что премьера прошла с большим успехом. Конечно, по первому спектаклю невозможно судить об уровне постановки. Спектаклю нужно «обкататься», актеры должны обрести уверенность, но уже сейчас можно сказать о несомненных творческих удачах, и это, в первую очередь, представители старшего поколения артистов: заслуженная артистка России Татьяна Деденева в роли мачехи и Андрей Гордеев в роли короля. Им досталась самая трудная задача, ведь Фаина Раневская и Эраст Гарин были и остаются непревзойденными. Но давайте учитывать, что мы смотрим кукольный спектакль – актеры остаются за ширмой, их не видно – только голоса, и умение водить куклу. Деденева и Гордеев прекрасно справились с этой задачей, дети и взрослые были в восторге.
Молодежь в лице Галины Шальновой (Золушка), Ивана Панина и Александра Казимирского (принц), Елены Смирновой и Галины Мирошниченко (сестры) выглядела очень достойно, а если и были недоработки, то впереди – долгая жизнь спектакля, которая поможет все исправить.
Теперь о чудесах. Сначала о том, что, на мой взгляд, не очень получилось. Имею в виду превращение тыквы в карету, мышей в коней и т.д. Выглядело это как-то «скромненько», и даже дети в зале восприняли их прохладно. А вот костюмы героинь – это настоящие произведения искусства, браво Марине Зориной! Все, начиная от придворных дам на балу, а также сестрицы и мачеха одеты в великолепные платья. А уж бальное платье Золушки – просто шедевр. Хотя лично мне больше всего понравилось платье феи-крестной — истинная сказка!
Спектакль только что обрел сценическую жизнь, и, судя по отзывам публики, как детей, так и взрослых, ему суждена долгая история.
Еще раз – низкий поклон Вадиму Смирнову и музыкальному руководителю постановки Тамаре Пикулевой за музыку Прокофьева. Уж если и говорить о воспитании подрастающего поколения – то это лучший пример.