Владимиру Далю исполняется 215 лет
Владимир Даль приехал в Оренбург в 1833 году успешно начинающим писателем, чья первая книга наделала шуму, а уехал через 8 лет – уже состоявшимся мастером слова. 22 ноября исполнилось 215 лет со дня рождения составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», и в нашем городе этого человека помнят.
Уже 18 лет Владимир Даль и Александр Пушкин неустанно беседуют, приглядывая за оренбуржцами. Трудно представить сквер имени П. Осипенко, что на пересечении улиц Советской и Краснознамённой, без знакомого памятника. Много лет подряд здесь проходят литературные чтения, а чуть поодаль, на газоне, нередко играют на гитаре подростки. Летом в сквере фотографируются на память, дети катаются на машинках, а кто-то, сидя на скамейке, обязательно кормит птиц. А сколько драм и комедий, радостей и печалей, расставаний и сближений за это время видели Владимир Иванович и Александр Сергеевич!
А ведь ни этого памятника, ни «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва» в привычном изложении могло бы не быть, если бы не… сказка. В 1832 году 31-летний Владимир Даль публикует «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», которые приносят ему и известность в литературных кругах, и проблемы. Донос, арест и Оренбург: благодаря Василию Жуковскому, наставнику наследника престола, обвинения с писателя были сняты. Но в «сердце Евразии» уехать всё равно пришлось.
Военный губернатор Оренбургского края Василий Перовский пригласил Владимира Даля на должность чиновника особых поручений. Служба писателя дала много не только ему самому – сколько народов проживает в Оренбуржье! – но и жителям края. Так, в первый год своей службы он отправился в командировку к уральским казакам и проехал верхом более 2,5 тысяч вёрст. В этих поездках Владимир Иванович помогал людям: всегда брал с собой хирургические инструменты, потому что нередко в степи ему приходилось проводить и сложные операции (по образованию он был врачом).
В 1833 году на три дня в Оренбург приезжает Александр Пушкин, чтобы собрать материал для своих «пугачёвских» произведений. Всё это время поэту помогает Владимир Даль и даже приглашает остановиться у себя в доме. На месте этого дома построили другой – в нём сегодня расположились «Русские блины», что напротив «Успеха». Несчастливое, поговаривают, место для размещения общепита: трапезные надолго там не задерживаются. То ли это просто совпадение, то ли не место обедать там, где некогда жили великие русские умы.
Владимир Даль показывал Александру Пушкину места, связанные с осадой города, Зауральную рощу и берег руки Урал, где пугачёвцы пытались штурмовать город, Георгиевскую церковь и Бёрды. А ещё писатели вместе посетили…баню. Из «Записок о Пушкине» Даля: «В Оренбурге Пушкину захотелось сходить в баню. Я свел его в прекрасную баню к инженер-капитану Артюхову, добрейшему, умному, веселому и чрезвычайно забавному собеседнику…» Новая встреча писателей в 1837 году окрасилась печалью: Даль до последней секунду находится у постели умирающего Пушкина.
Владимир Даль изучал природу Оренбургского края. Бескрайние степи… Он писал: «Край Оренбургский для нас важнее и значимее, чем многие думают; едва ли Кавказ со всеми причудами своими может обещать то, что заповедает восточный склон хребта Уральского, Общего Сырта и прилежащие к Уралу степи. Не говоря о том, что Башкирия, т.е. Оренбургская губерния, красуется природою, какой нет более нигде в России…». Совестными усилиями Даля и Перовского был открыт «Музей естественных произведений Оренбургского края», ныне расположенный на улице Советской, 28.
За 8 лет службы Владимир Даль написал большую часть беллетристических произведений. В нашей области он изучал характер и быт разных народов, выучил башкирский и казахский языки. А в первой поездке Владимир Даль познакомился с укладом жизни уральского казачества. Служба в Оренбургском краю подарила ему богатый языковой материал: пословицы, песни, предания, сказки и рассказы, впоследствии вошедшие в «Словарь живого великорусского языка».
… а теперь, спустя полтора века, Владимир Даль вместе с Александром Пушкиным, неустанно беседуя, приглядывают за оренбуржцами.