Фокус на личность

В мигранте нужно видеть не только рабочие руки, а человека в целом

На каждую сотню оренбуржцев сегодня приходится пять мигрантов. Большинство из них не имеет дипломов, не говорят по-русски, не знают наших законов. Но они нужны нашей экономике, а дома их ждут семьи, которые надо кормить.

Сначала я, потом семья

Муслим Тагиев в Оренбурге работает давно и русским уже владеет, два года назад получил российское гражданство. Теперь торгует обувью на одном из городских рынков вполне легально. Едва он встал на ноги, к нему приехали из Сумгаита жена и мать. Но Лейла и Фируза пока не граждане России, и длительное пребывание их в Оренбурге незаконно. Угроза выдворения с последующим закрытием въезда в Россию для обеих женщин как нарушительниц миграционного режима реальна. И в подобной ситуации сегодня находится далеко не одна семья мигрантов из Закавказья и Средней Азии. И их надежды на миграционную амнистию могут не оправдаться.

– Получившие гражданство РФ бывшие иностранцы стремятся легализовать в России всех своих многочисленных родственников, – подтвердил начальник УФМС РФ по Оренбургской области Константин Духанин. – В основном к нам едут выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении и Азербайджана, причём 90 процентов из них представители титульных национальностей этих государств и только 10 процентов приходится на национальности, традиционно проживающие в России.

Устами мигранта

К проблемам мигрантов в Оренбуржье, приграничном и многонациональном регионе, особое отношение. Напомним, из всех российских городов только Оренбург и Тамбов вошли в пилотный проект по адаптации мигрантов и организовали специальные центры, где гастарбайтеры живут и учат русский язык, историю и основы законодательства России.

Вовсе не случайно Общественный совет при ФМС России избрал именно Оренбург площадкой для работы 2 и 3 декабря. Константина Духанина, который рассказал о местном опыте и привёл цифры, столичные гости, в числе которых были представители мигрантских общественных организаций, учёные, юристы, забросали вопросами. Нужно ли подключать общественность к рейдам по выявлению нелегальной миграции? Есть ли консультативные центры для мигрантов? Доступны ли приезжающим правозащитники?

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по межнациональным отношениям и свободе совести Асламбек Паскачев побеседовал с мигрантами в центре адаптации и на улицах Оренбурга. Спросил, трудно ли получить патент на работу, во сколько обходится медкомиссия… Суммы оказались значительно ниже московских. Да и условия проживания в центре приятно впечатлили: в каждой квартире – по два человека, есть своя кухня, санузел, необходимая бытовая техника: холодильник, плита, утюг… Многим о таких условиях только мечтать.

– Нужно больше подобных центров, – сказал Асламбек. – И частично их можно финансировать, отчисляя хотя бы пять процентов из штрафов, которые выплачивают работодатели, нанимающие нелегальных мигрантов.

Бизнес на земляках?

Проблем, с которыми сталкиваются мигранты, действительно много: это и невыплаты заработанных денег, и вымогательства как со стороны недобросовестных правоохранителей, так и от своих же диаспор, порой делающих подпольный бизнес на земляках. Хватает работы и миграционной службе: контроля больше, проверки чаще.

– Хорошо, что сейчас есть внятный документ – Концепция государственной миграционной политики до 2025 года, подписанная президентом страны, – подчеркнул председатель общественного совета при ФМС РФ Владимир Волох. – Раньше миграционная политика была ситуативная: возникла проблема – решаем. А теперь чётко обозначены приоритеты: во-первых, безопасность и комфорт российских граждан, во-вторых, увеличение численности постоянного населения страны и, в-третьих, содействие экономике в рабочей силе.