Развитие Шанхайской организации сотрудничества — это закат гегемонии Запада
«Шанхайская организация сотрудничества», о которой лидеры Москвы и Пекина когда-то могли только мечтать, сейчас включает в себя 11 постоянных членов и наблюдателей. Она достигла такого уровня развития, что уже создает угрозу западной гегемонии и даже отклонила просьбу Соединенных Штатов разрешить им присутствовать на саммитах ШОС в качестве наблюдателя. Об этом пишут иранские СМИ. Перевод статьи приводят ИНОСМИ.
Двухдневное заседание лидеров этой организации, окрепшей за счет вхождения в нее многих восточных стран, открылось 11 сентября в столице Таджикистана Душанбе. В нем принял участие Хасан Рухани, президент Исламской Республики Иран, которая в самом ближайшем будущем из страны-наблюдателя ШОС станет ее постоянным членом.
Рухани воспользовался случаем и накануне участия в саммите Организации совершил поездку в Казахстан и Таджикистан. Целью визитов стало укрепление отношений с двумя мощными государствами Центральной Азии и представление «Большого Ирана» на саммите ШОС.
Идея о создании этой организации возникла у Москвы и Пекина тогда, когда США, выступая в качестве единственной мировой сверхдержавы, своей политикой анонсировали создание новой глобальной системы. Прошло совсем немного времени после распада Советского Союза, и Россия, проигравшая холодную войну и утратившая свое положение сверхдержавы, только-только стала вновь набирать силу. Вместе с Китаем, которому нужен был единомышленник в его экономическом противостоянии с Западом и Японией, она заключила договоров о создании Шанхайской организации.
Россия, которая всегда являлась ядром Содружества Независимых Государств, особо чувствительна к вопросу интеграции и сотрудничеству этих стран с Западом и особенно Соединенными Штатами, поэтому она предпочла объединить эти государства в рамках некоего нового регионального договора.
Некоторые из среднеазиатских стран, относительно недавно получившие свою независимость, еще недавно были республиками в составе Советского Союза. Они до сих пор близки к России и поэтому поддержали идею создания такого союза. Таким образом появились предпосылки для подписания соглашения, которое затем легло в основу целой организации.
В апреле 1996 года пять стран, Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, в китайском Шанхае подписали соглашение об усилении военного взаимодействия в своих приграничных регионах. Оно было заключено в качестве развития более раннего российско-китайского договора о сокращении вооруженных сил и военной техники в приграничных районах двух стран и роста уровня доверия между ними.
В 2001 году к соглашению присоединился Узбекистан. Чтобы обозначить выход партнерства между членами на новый уровень, объединение подписантов договора получило название «Шанхайская организация сотрудничества». В 2004 году Монголия, еще через год Иран, Индия и Пакистан, а в 2012 году Афганистан присоединились к этой организации в статусе наблюдателей.
Итак, члены ШОС в 2005 году приняли в качестве наблюдателей три крупные азиатские державы в лице Ирана, Индии и Пакистана. Тогда же о своем желании стать членом Организации заявили и Соединенные Штаты, однако своим отказом участники отклонили возможность сотрудничества с Вашингтоном.
По мнению многих аналитиков, нынешний век — это век Азии и многие политические процессы, имеющие глобальное значение, будут происходить именно в этой части света. Роль Азии в будущем мировом устройстве растет с каждым днем, поэтому организация, состоящая в основном из азиатских стран, может уверенно заявить о себе как о новом региональном игроке в международной политике.
Необходимо учитывать и тот факт, что по мере все большей глобализации и с возрастанием числа союзов и коалиций в разных частях света государствам для увеличения собственного потенциала в международных делах и эффективной реализации поставленных перед собой задач необходимо устанавливать отношения с теми странами, с которыми у них есть общие интересы. Участие в региональной организации, членами которой являются две такие крупные державы, как Россия и Китай, может повысить международный престиж каждого из ее членов.
Значимость ШОС на региональном и мировом уровнях становится еще более очевидной, если обратить внимание на товарооборот стран-членов и наблюдателей этой организации.
Демографическая ситуация в странах-членах ШОС такова: в Китае проживает более 1321 миллионов человек, в России — 142 миллиона, в Узбекистане — 27 миллионов, Киргизии — 5 миллионов, Казахстане — 15 миллионов, а в Таджикистане — 7 миллионов. Общая численность населения этих стран составляет 20% от числа всех людей на планете. Если посчитать количество населения в странах-наблюдателях, то получится, что в Пакистане — 172 миллиона, в Индии — 1252 миллиона, в Монголии — 3 миллиона, а в Иране — более 76 миллионов. Прибавив еще и эти цифры, получим, что общая численность населения стран, входящих в ШОС в качестве постоянных членов и наблюдателей, составляет порядка 45% от всего населения Земли.
Почти аналогичная ситуация наблюдается и с географической точки зрения. Так, если сложить площадь всех стран, входящих в ШОС, то получится, что Организация занимает около половины всей площади Земли.
Одной из особенностей, подчеркивающей значимость этой организации, является то, что четыре ее члена обладают ядерным оружием. Китай, Россия, Индия и Пакистан оснащены данным видом вооружения и являются либо постоянными членами Организации, либо ее наблюдателями. Обладание такими мощностями в будущем окажет влияние на политическую ситуацию не только в Азии, но и во всем мире.
Также необходимо учитывать и то, что Китай и Россия входят в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. Поэтому данная Организация может сыграть определяющую роль в выстраивании политики на международном уровне.
Несмотря на то, что члены Шанхайской организации сотрудничества на большинстве своих саммитов пытаются рассматривать главным образом внутренние проблемы этих стран, участие в них таких великих держав, как Китай и Россия, не позволяет ШОС заниматься исключительно региональной политикой. По этой причине сделанные на заседаниях ШОС заявления лидеров Китая и России по тем или иным проблемам, выходящим за рамки региона, становятся неофициальной позицией Организации.
Хотя в самом начале Организация заявляла, что не намерена превращаться в военную структуру наподобие Североатлантического альянса, впоследствии она признала, что для противодействия увеличивающимся угрозам терроризма, сепаратизма и экстремизма, возможно, появится необходимость использовать вооруженные силы стран-членов. В связи с этим государства-члены ШОС провели уже несколько совместных военных учений. Впервые они состоялись в 2003 году и прошли в два этапа в Казахстане и Китае.
Последние учения такого плана состоялись этим летом в Монголии. В них приняли участие семь тысяч военнослужащих из стран-членов Организации (за исключением Узбекистана).
Договор об экономическом партнерстве между членами ШОС был согласован и подписан на московском саммите в 2003 году. В рамках этого соглашения были представлены проекты по увеличению товарооборота и осуществлению энергетического партнерства между странами. Данные проекты включали в себя разведку, добычу и использование нефти и газа, а также совместную эксплуатацию источников пресной воды.
По инициативе России в этой организации также рассматривается идея создания некоего международного центра для оптимального использования энергии под названием «Энергетический клуб».
Судя по всему, нынешняя политика ШОС в большей степени реализуется в области политики и безопасности и преследует цель укрепления позиций своих членов на мировом уровне, что в конечном итоге может стать залогом их активизации в решении разных международных вопросов внерегионального плана.
Учитывая введение западных санкций против России в результате событий последних месяцев на Украине, нынешний саммит ШОС в Душанбе и принятые на нем решения будут иметь особое значение и укрепят положение этой организации как важного международного игрока.