«Один пояс – один путь»: попадет ли Оренбург в Великую Евроазиатскую железную дорогу?
В Пекине 14 мая открылся международный форум «Один пояс – один путь», существенная часть которого была посвящена развитию железных дорог. И если в автомобильный коридор из Китая на Запад Оренбургская область уже попала, то по железнодорожным путям пока ничего не понятно. Ранее сообщалось, что в рельсовый «Шелковый путь» точно войдет высокоскоростная магистраль Москва-Казань, однако куда дорога поведет дальше — в Оренбург или Екатеринбург — пока так и не озвучено.
Главной темой форума стало создание платформы для взаимодействия Запада и Востока, в том числе через развитие железнодорожных перевозок между Европой и Азией. Делегацию ОАО «РЖД» возглавил президент холдинга Олег Белозёров, который не так давно проводил рабочую встречу с губернатором Оренбургской области Юрием Бергом — правда, встречались они совсем по другой теме: речь шла не о высокоскоростных железнодорожных магистралях в Оренбургской области, а по ситуации с участком близ села Желтое, где река Сакмара размыла берег вблизи от рельсов.
Форум «Один пояс – один путь» объединяет проекты Экономического пояса Шёлкового пути и Морского шёлкового пути XXI века. Экономический пояс Шёлкового пути предусматривает создание экономических коридоров: северного, центрального и южного. Ещё один проект Экономического пояса Шёлкового пути – строительство ВСМ Пекин – Москва. Именно он и может вместить в себя оренбургский участок железной дороги.
— Мы можем использовать новые возможности скоростного железнодорожного транспорта, объединив высокоскоростную сеть Китая и Европы. При этом сухопутная часть всех транспортных потоков может составить 15%, – отметил ранее первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.
Как заявил на форуме президент Владимир Путин, Россия последовательно модернизирует морскую, железнодорожную, автомобильную инфраструктуру, расширяя пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, по сути речь идёт о «сопряжении евразийского пространства с Экономическим поясом Шёлкового пути. И практически все основные траектории по маршруту пролегают с учётом географического положения страны, через территорию России».
Уже сейчас ведется строительство железнодорожного перехода между Россией и Китаем Нижнеленинское – Тунцзян, принято решение о строительстве автомобильного моста в Амурской области, пишет газета «Гудок».
Еще в июне прошлого года ОАО «РЖД» и «Китайские железные дороги» договорились о стратегическом сотрудничестве. Один из главных пунктов сотрудничества — формирование евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин и реализация проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань как приоритетного проекта этого коридора. Общая стоимость строительства ВСМ Москва — Казань превышает 1 трлн руб. Участок Москва — Казань в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали Москва — Пекин, стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн руб.
Ранее отмечалось, что дорога, скорее всего, пойдет на Екатеринбург. Однако многие эксперты и сегодня считают, что пускать дорогу на восток от Казани нерентабельно, и Оренбург является куда более выгодным и правильным вариантом.
Как отметил ранее заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра социально-экономических исследований Китая доктор экономических наук Андрей Островский в интервью научной газете «Поиск», существует три сценария сопряжения ЭП и ЕАЭС: полная невозможность этого, полноформатное или частичное сопряжение.
— Позитивный вариант позволит, с одной стороны, для России и других членов ЕАЭС создать огромную по масштабам транзитную зону для грузов из Европы в Азию, расширить рынки сбыта своей продукции в Китай и другие страны Азии. Ускоренными темпами будет развиваться экономика в зоне развития транспортной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги) по маршруту Дружба (Достык) — Алма-Ата — Оренбург — Казань — Москва — Минск, — заявил он.
Некоторые подвижки, позволяющие рассчитывать если не на включение Оренбурга в Шелковый путь, то хотя бы на развитие оренбургского сегмента ЮУЖД, есть. В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» на Южно-Уральскую магистраль в 2017 году поступят 32 грузовых электровоза серии 2ЭС6 («Синара») в локомотивное депо Челябинск и 11 маневровых тепловозов ТЭМ14 в локомотивное депо Оренбург.