В Оренбурге услышат трех басов-профундо
Оренбургская областная филармония приглашает любителей вокального искусства на концерт трех басов-профундо. Этот проект, не имеющий аналогов в мировой практике, возник в Санкт-Петербурге в 2009 году. Он объединил в единый виртуозный ансамбль солирующих басов, обладающих самыми низкими певческими голосами.
Слово «profundo» в переводе с итальянского означает «глубокий». Певцы с такими голосами встречаются крайне редко. Принято считать, что настоящие профундо, или октависты, как их еще называют – явление сугубо российское. Уникальные голоса этих басов подобны колоколам, им доступны предельно низкие ноты, которые способны оказать на публику поистине магическое воздействие. Одним из таких голосов обладал известный певец, народный артист СССР, солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов. Еще до поступления в театр, он был широко известен, как протодиакон, служивший в церквях Уфы, Омска и Москвы. Голос его обладал такой силой, что сотрясал стены соборов, и гасил церковные свечи.
В Оренбурге выступят три также уникальных голоса- Владимир Миллер, Михаил Круглов и Сергей Крыженко. В их репертуаре — популярная мировая классика, арии из русских опер, романсы и народные песни. Аранжировки, специально написанные для басов в сопровождении фортепиано, исполнит доцент Санкт-Петербургской консерватории, пианист Михаил Бузов. Хотя, певцы часто выступают и в сопровождении органа, а также различных хоров и оркестров. За пять лет существования Трио басов с успехом выступали на концертных площадках Австрии, Франции, Сербии Польши, и, конечно же, России.
Владимир Миллер известен оренбуржцам по совместным выступлениям с детским хором «Новые имена». Во время одного из концертов, певец ответил на ряд вопросов RIA56:
— Вы родом из Сибири. Там у вас много таких мощных голосов?
В нашей семье пели все. И были голоса помощнее моего. Просто мне повезло, я поехал учиться и стал известным. А так, если мужиков из нашего поселка попросит спеть хором и громко, то вполне бы могли разрушить небольшой дом.
— Многие слушатели за рубежом воспринимают вас как экзотику. А много ли в мире голосов, подобных Вашему?
Дело в том, что таких низких басов действительно очень мало, по пальцам можно пересчитать. Но сейчас, благодаря системе контрактов, если оперному театру, «Метрополитен-опера», или «Ковент-Гарден», требуется для постановки такой голос, то приглашают российских басов. Но опер, где требуется такая голосовая партия, не так уж много. А обычные басы есть в любой труппе.
— Вы широко известны, как исполнитель в различных кантатах и ораториях. Но, в основном, это – старая классика — Бах, Моцарт, Танеев. Пишут ли подобную музыку современные композиторы, и как часто Вы её исполняете?
Из современных авторов назову Софью Губайдулину, Арве Пярта, Эдисона Денисова. Не могу сказать, что это легкое пение, но музыка этих композиторов востребована, и исполняется довольно часто.
— Помимо исполнительского творчества Вы занимаетесь исследовательской работой, являетесь автором ряда трудов по истории русской музыки.
Моя главная задача – ближе познакомить зарубежную публику с музыкой русских композиторов. К сожалению, она не очень хорошо там известна. Знают Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, но, зачастую, знания на этом ограничиваются. Но ведь русская музыка –это воистину уникальный пласт мировой художественной культуры, и я очень хочу, чтобы весь мир знал об этом.
Вместе с Владимиров Миллером в басовое трио входит Михаил Круглов, также сибиряк, выпускник Новосибирской консерватории. Позже он продолжил образование в Северной столице, неоднократно приглашался для совместных выступлений с хором Radio France, Стокгольмским камерным хором, другими коллективами. В проекте Три баса-профундо участвует с момента его основания. Третий участник, Сергей Крыженко, родом с Украины. С 1996 года является солистом Харьковского театра оперы и балета, участвовал в гастролях по Испании, Италии, Германии. В проекте Три баса участвует с 2012 года.
Концерт уникального коллектива состоится 9 декабря, в зале областной филармонии.