«Таланты и поклонники» по-оренбургски: премьера в драматическом театре
Пьеса Александра Островского «Таланты и поклонники» имеет большую и славную историю. Впервые она была поставлена в Малом театре в 1881 году. Главную роль, юной провинциальной актрисы Александры Негиной сыграла Мария Ермолова. Позже пьеса шла в огромном количестве российских театров и всегда пользовалась успехом.
Иначе и быть не могло, ведь сюжет её повествует о вечных ценностях – добре, благородстве, душевной чуткости. Только вот с любовью героине не повезло: чувству к мужчине она предпочла любовь к профессии, в данном случае – актерской. Но так тоже бывает. В советский период интерес к пьесе Островского не ослабевал.. Более того, были сняты аж два художественных фильма по этому произведению: в 1956 году ( в главных ролях Т. Ленникова, П. Кадочников и Б. Смирнов), и в 1973 году режиссер И. Анненский повторил попытку, сняв фильм с целым созвездием актеров – Николай Гриценко, Леонид Губанов, Евгений Лебедев. В главной роли -молодая актриса Светлана Пелиховская. Но обе эти кинопопытки никак нельзя признать удачными, наверное, дело в том, что речь в пьесе шла о театре, и воплощать её лучше — на театральных подмостках. Среди наиболее удачных постановок следует отметить спектакль театра им. Маяковского 1978 года, где в главных ролях блистали Екатерина Градова, Вера Орлова, Владимир Самойлов. Позже, в этом же театре еще одну попытку предпринял новый главный режиссер Миндаугас Карбаускис с актерами Ириной Пеговой, Светланой Немоляевой, Игорем Костолевским. Спектакль пользуется большим успехом, несмотря на довольно своеобразное его художественное решение.
Но, вернемся в Оренбург. Спектакль 2015 года поставил молодой режиссер Александр Федоров. Это его первое обращение к классической драматургии. Поводом к такому отважному шагу послужило то, что ведущий актер оренбургской сцены, народный артист России Андрей Лещенко в октябре отметил 70-летний юбилей. И к таким датам в любом театре актеру делают подарок в виде бенефисного спектакля. Андрей Федорович выбрал для себя пьесу Островского, так как там есть идеально подходящая для него роль – богатого купца и мецената Великатова. Работа шла долго, и результат её зрители увидели на премьерном показе.
Режиссер отказался от аутентичной трактовки, и перенес время действия в некое абстрактное время, судя по костюмам, примерно 20-30-е годы XX века. Но, поскольку в пьесе по-прежнему действуют князья и богатые купцы, это очевидно какая-то альтернативная история, в которой авторам спектакля хотелось бы жить.
Оформление спектакля (художник Тан Еникеев) достаточно простое, но в полное мере отображающее скромный быт главных героев пьесы – провинциальной актрисы Саши Негиной и её матери Домны Пантелеевны. Именно эти героини и стали движущими силами спектакля, поставленного Александром Федоровым. Надежда Величко играет роль матери героини со свойственным ей темпераментом и истинной харизмой. Домна Пантелеевна изо всех сил бьется, чтобы обустроить счастье дочери. И счастье это она понимает вполне по-житейски – ежели нет богатого жениха, то неплохо бы, чтобы жалованье было приличным. А то ведь актрисе себя содержать надо: и платья приличные иметь, и украшения, да и лошадей не мешало бы для выезда.
Согласно ремарке Островского, Домне Пантелеевне- немногим за 40. Такой и играет её Надежда Величко, молодой еще женщиной, сознательно жертвующей собой ради счастья дочери. Дочка же, Сашенька, все витает в облаках, мечтая не об удачном замужестве, а о театральном успехе. По ходу пьесы зрители ни разу не увидят исполнения Сашей ролей на сцене театра, приходится довольствоваться свидетельствами окружающих о большом таланте юной актрисы. Мы не знаем, как она играет на сцене, но видя горящие глаза актрисы Лейлы Гусейновой, исполняющей эту роль, понимаешь, что, скорее всего, так оно и есть.
Следует признать, что в жизни театров конца XIX века и начала XXI- мало что изменилось. Также имеют место быть, наряду с искренним служением искусству, интриги и различные козни. И все это прекрасно воплощено в премьерном спектакле. Актеры Сергей Кунин и Дмитрий Гладков играют всегдашних «околотеатральных» субъектов, считающих, что если в наличии тугой кошелек, то – все позволено. Именно им противостоит герой Андрея Лещенко- богатый купец и промышленник, на последнем излете молодости встретивший ту, которую полюбил больше жизни, и готов принести к её ногам не только своё богатство, но и сердце.
В финале спектакля, когда становится окончательно ясно, что скромному студенту Пете Мелузову Сашенька предпочла, вкупе с богатством Великатова, возможность работать в лучших столичных театрах, многие зрители остаются в недоумении – а как же большая и чистая любовь? Что ж, она никуда не делась. Только в этом спектакле – это любовь к театру, который, по словам Белинского тоже надо любить «всеми силами души вашей».