Бузулукский бор: когда время работает против
У Оренбургской области больше нет времени на то, чтобы медлить с решением по Бузулукскому бору. Семь скважин на территории национального парка представляют реальную угрозу. Техногенная авария может произойти в любое время.
Экологи, сотрудники парка, учёные бьют в колокола. Который год. Их услышали, но только тогда, когда о лицензировании нефтяных скважин на территории бора заговорили на федеральном уровне. В Правительстве страны приняли решение начать разработку нефтяных месторождений. Решение – катастрофа и решение, без которого существование Бузулукского бора не представляется возможным. Ситуация вышла из-под контроля региональной власти. Сохранить бор, несмотря на нефтедобычу – то, о чем сегодня, 12 февраля, в Оренбурге говорили участники круглого стола.
Добывать – нельзя, не добывать — нельзя
Впервые за долгое время тема Бузулукского бора собрала рекордное количество участников. Присутствующих поставили перед фактом – 18 марта станут известны компании, которые приступят к разработке нефтяных месторождений в национальном парке. Добыча нефти начнется. Противостоять этому решению не смогли ни депутаты Законодательного собрания Оренбургской области, направившие письмо в Министерство природных ресурсов РФ, ни заключения экспертов регионального Управления Росприроднадзора и учёных о том, что добыча приведет к гибели Бузулукского бора.
В недрах национального парка 46 миллионов тонн нефти и газа. Скважины, расположенные в бору находятся в критическом состоянии и требуют скорейшей переконсервации. Но, есть одно существенное НО, которое высказал заведующий лабораторией Оренбургского
— Есть месторождения, которые залегают на небольшой глубине. Верхние пласты находятся на глубине до 400 метров и они перекрыты пористыми, проницаемыми породами. Высокое давление внутри пласта приводит к тому, что возможен выход газа и нефти через покрывающие горные породы. Такие примеры есть на ряде месторождений в бору. Решение возможно, если снизить фонтанирующую часть верхних пластов и уменьшить такие нефтегазовые проявления, — заключил Нестеренко.
Тем самым учёный подтвердил версию, которую боялись озвучить вслух. Без добычи нефти Бузулукский бор может ожидать техногенная катастрофа. Но добыча нефти – это процесс, который пока никак нельзя представить в экосистеме уникального национального парка.
Скважины, которые «дышат»
На территории парка в Оренбургской области находятся 164 скважины. Как следует из заключения Управления Росприроднадзора по Оренбургской области техническое состояние 61 из них, под большим вопросом.
— Варварски снимается или срезается противофонтанная арматура, то есть степень защиты уменьшается и возрастает опасность техногенной аварии, — комментирует ситуацию руководитель Управления Росприроднадзора в Оренбургской области Анатолий Жуков. – Кроме того, скважины «газят» – это наблюдается повсеместно. Все эти скважины под высоким давлением. Оставлять это дело бесконтрольно никак нельзя, — добавляет руководитель ведомства.
О том, что скважины «дышат» говорит и участковый Боровского лесничества Владимир Васильев, который больше 40 лет работает в Бузулукском бору. За последний год, по наблюдениям лесничего, произошли серьезные перемены.
— Если не действовать дальше, то случиться авария. Этого не избежать. Так вот, если авария произойдет зимой – это полбеды, а если летом, там взрыв может произойти колоссальный, — говорит Владимир Васильев. – Мы слышим, как скважины газуют, запах чувствуется за несколько километров от места. В числе таких три скважины Воронцовского месторождения.
Интересно, что все 24 участка, на которых расположены нефтяные месторождения не находятся в правовом поле региональной власти. Все решения по добыче углеводородного сырья принимались на федеральном уровне. Сначала в феврале 2007 года участки вывели из состава национального парка, потом в 2009 поставили на кадастровый учет, а в 2011 лишили особого статуса лесной зоны. В областном правительстве в прямом смысле «ахнули», узнав хронологию событий и предпосылки. В министерстве природных ресурсов Оренбургской области заявили о том, что никаких мер для подобных действий не предпринималось. Речь шла только о ликвидации скважин, но никак не о добыче нефти.
— Позиция Законодательного собрания четко определена. Мы ее уже озвучивали не раз. К нашему удивлению 2,5 месяца мы ждем ответа от федерального Министерства на официальное обращение. Это нас беспокоит и не устраивает, — заявляет депутат областного парламента Владимир Киданов. — К сожалению, мы в процессе подготовки круглого стола увидели много деталей, которых не видели раньше. Были выведены участки земли, которые уже теперь не бор Бузулукский. Мы этого не знали. Сейчас правительство Оренбургской области выключено из влияния на этот вопрос, потому что это федеральный уровень и земля федеральная. Но, понимая, что государству нужны доходы, мы обязаны помнить, что Бузулукский бор – уникальное место и сделать все, чтобы его сохранить.
Письмо Президенту или экологическая экспертиза
По предварительным подсчетам управления Росимущества в Оренбургской области, на переконсервацию каждой нефтяной скважины может потребоваться до 10 миллионов рублей. Такие цифры ведомство называло три года назад. Сегодня для подобных действий необходимо, чтобы участки бора вошли в состав Госрезерва страны, снова получили особый статус и уже тогда провести необходимую ликвидацию.
Подобными манипуляциями в области должны были заниматься десять или двадцать лет назад. Сегодня лимит времени исчерпан. Нет времени ждать, когда все решения уже приняты. Представители нефтяной индустрии вместе с учеными в один голос твердят о том, что не существует безопасной добычи нефти.
Об экологической составляющей предстоящих работ напомнил Оренбургский межрайонный природоохранный прокурор Роман Юдин. Сегодня ведомство получило официальное письмо от Генеральной прокуратуры России. В стране около 100 тысяч бесхозных скважин и 90 миллионов человек, так или иначе проживающих на территории, подверженной рискам. Федеральные власти озабочены этой проблемой, говорится в документе.
— На мой взгляд незаслуженно забыт один из реальных рычагов влияния на эту ситуацию, — добавил прокурор. — Это рычаг использования общественного института. Область может провести экологическую экспертизу, инициированную органами местного самоуправления, гражданами, общественными институтами. Правда, экспертиза проектной документации будет проводиться в тот момент, когда конкурс уже завершится, но именно она может оказать реальное воздействие. Компаниям, которые претендуют на добычу нефти в Бузулукском бору, представят жесткие требования и установят тотальный контроль.
В качестве альтернативной версии прозвучало предложение депутата Государственной думы Максима Щепинова – написать письмо Президенту, где во всех подробностях разъяснить ситуацию с национальным парком.
Пока же в Законодательном собрании организована рабочая группа, которая дальше будет прорабатывать этот вопрос и готовить предложения по дальнейшим действиям.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Четыре российские компании претендуют на добычу нефти в Бузулукском бору