Романовы и Оренбуржье

В июне этого года исполняется 177 лет пребыванию в Оренбурге цесаревича, в будущем  Александра II [12-14 июня 1837 по ст. стилю], а в августе 123 года [27 июля 1891 по ст. стилю] с момента, как в столицу степного края въехал другой цесаревич, в дальнейшем  Николай II.

Нельзя сказать, что пребывание царственных особ династии Романовых в Оренбуржье прошло незамеченным для местных архивариусов, краеведов и историков. Публикации в местной прессе все же были, но как всегда к круглым датам.

Александр I  был первым и единственным

Единственным действующим «помазанником»,  посетившим Оренбургскую губернию, был Александр I.  Путешествие Александра  для своего времени уникально. Никогда еще русские цари не забирались так далеко. Бабушка Александра Екатерина II, конечно, знала об Оренбурге [Достаточно вспомнить надпись на подарках знаменитому поэту за оду «Фелица»: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину»]. Но сама императрица предпочитала выписывать в Петербург представителей всех сословий и народностей, чем сама путешествовать.

Александр I прибыл в Оренбург 11 сентября 1824 года и был встречен военным губернатором генералом Петром  Эссеном. В процессе визита он мог сполна насладиться киргиз-кайсацкими отрядами, составляющими иррегулярные войска империи. Об этом есть интересное свидетельство очевидца  —  лейб-хирурга Дмитрия Тарасова. Вот что он писал в своих записках «Воспоминания моей жизни»:

«Едва полковник Тимашев успел произнести командование, как все группы этих разнородных войск на степных конях своих пустились в карьер без всякого порядка, в разные стороны, с дикими, пронзительными криками, — так что сначала казалось это Его Величеству забавным, а потом эти крики усилились до того, что Тимашев никак не мог их остановить, и Государь, подозвав Тимашева, приказал остановить эти неистовые эволюции и заметил притом, что если они не слушают команды, то такие быстрые и беспорядочные движения легко могут произвести опасные последствия… Такие неистовые их движения, по уверению Тимашева, означают свойственный им восторг при виде особы Его Императорского Величества»

В память об Александре I в Оренбурге осталась достопримечательность. Снесенная и восстановленная [хотя и в не первоначальном виде] стела-обелиск императору в память освобождения от воинского постоя. Она  была воздвигнута в Оренбурге в 1822 году на Александровской площади [в настоящее время – сквер имени Ленина на ул. Советской]. Стелу из белого камня венчал золотой шар. Позже стела была перенесена на городской бульвар набережной реки Урал. Надо понимать, Александр I её видел.  В советское время обелиск снесли, и в 1953 году на этом месте был установлен памятник Валерию Чкалову. В 2013 году Чкалова не тронули, а перенесли обелиск к Введенской церкви и объявили нулевым километром Оренбурга. Хотя каждый, кто учился в советской школе, знает, что в России измерения километража начиналось от главпочтамта в крупных городах или просто от почты в малых поселениях.

Фото: стела «Освобождение от воинского постоя», 1947 год.

Два цесаревича

Первым наследником престола, который побывал в Оренбурге, стал «Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич  Князь Александр Николаевич». Это его официальный титул. Обратите внимание, что все слова написаны с большой буквы. Традиции живы. И вот уже лет десять, как пресс-службы пишут должности своих патронов тоже с заглавной буквы, отменяя нормы  русского языка.

Николай I  был суровым батюшкой и, отправляя наследника в путь, напридумывал ему кучу ограничений, что бы тот не столько развлекался, сколько знакомился с жизнью державы. Вот бы нынешним чадолюбивым власть предержащим взять пример с батюшки-царя, отправляя детей в далекие путешествия.

Кстати, в  этой поездке Александра Николаевича сопровождал как воспитатель Василий Андреевич Жуковский. Есть предположение, что он и разработал этот маршрут. Поэт не создал произведений об Оренбургском крае, но оставил краткие записи в дневнике и зарисовки посещенных мест. Более тридцати рисунков сделано Жуковским на уральском отрезке пути, среди них зарисовки Орской  крепости и Оренбурга.

Интересное замечание сделал полковник Юрьевич. Он  восторженно описывал события в Оренбурге своей жене в письме на многих страницах. Приведем оттуда несколько строк: «Я не буду тебе описывать, друг  мой, всего того, чем угостил Перовский своего гостя: для подробного описания всего виденного нами надобно много времени… скажу только, что он мастерски успел соединить европейские удовольствия с азиатскими потехами.

Азиатцы, образованные на европейский манер, новосформированные полки башкирцев, смешанные с Уральскими казачьими полками, стройными маневрами занимали великого князя: а вечером Киргизская орда, прикочевавшая нарочно для приезда великого князя к Оренбургу, забавляла его всем, чем только могла: тут была скачка на киргизских лошадях маленьких полунагих киргизят… интересная скачка тех же мальчишек на верблюдах; тут была борьба дюжих полудиких киргизов по их манеру; тут были показаны образцы заклинанья змей, хождения босыми ногами по голым острым саблям, дикая пляска… музыка на дудках и гортанная. Среди кочевья… прекрасная огромная галерея, нарочно выстроенная, после всего нами виденного была назначена для отдохновения вечером: она вдруг осветилась шкаликами…»

Словом, начался бал посреди оренбургской степи. Наследник разошелся, танцевал до часу ночи и явно нарушил инструкцию отца, предписывавшего «удостоить местных дам лишь польским и двумя-тремя французскими кадрилями».

Рисунок Василия Жуковского: «Орская крепость»

С визитом будущего Александра II связывают другую архитектурную форму, дожившую до наших дней. Оренбургская легенда утверждает, что беседка-ротонда в Ленинском скверике якобы первоначально находилась далеко в степи и была возведена лишь для того, чтобы наследник престола мог отдохнуть в тени посреди голой степи.

Однако из открытых источников мы узнали следующее: «Ротонда была возведена в 1837 году при губернаторе Василии Перовском к приезду в Оренбург будущего императора Александра II. Автором проекта, вероятно, был архитектор Алфеев. Изначально беседка располагалась в Зауральной роще, где был устроен парк, проложены дорожки, играл оркестр, а по праздникам устраивались фейерверки. В конце XIX века беседку перенесли в Александровский сквер [сейчас сквер им. Ленина]».

Видел ли Александр II  в юности эту беседку, изо всех доступных документов не следует.  

О пребывании в Оренбурге другого цесаревича подробно рассказывается на страницах газеты «Оренбургский листок» за 1891 год: «…Великий Князь Николай Александрович благополучно прибыл в Оренбург в 5 часов дня 26 июля [7 августа по новому стилю], в пятницу, по тракту из города Орска. Желанного Гостя и Путешественника всемирного здесь ждали с горячим нетерпением. Народ ещё с утра начал стекаться массами на встречу Его Высочества за Форштадт, и когда полил дождь в 12 часов дня, то все ему обрадовались и громко говорили: «И Гость желанный, и дождь желанный».

При въезде в город, в начале Неплюевской [ныне Ленинской] улицы, у вала, у новой [городской] арки Его Высочество встречен был бесчисленной толпой народа, кричавшего несмолкаемое «Ура!». Государь Наследник Цесаревич вышел из экипажа и проследовал под арку по пути, устланному травой и дорогими азиатскими коврами. Путь этот посыпали живыми цветами девицы из семейства почётных горожан, более 40 персон.

У городской триумфальной арки Его Императорское Высочество встречен был исполняющим должность губернатора гвардии полковником А.А. Ломачевским и представителями от города, а когда Его Высочество проследовал под арку, то городской голова купец С.И. Назаров имел счастье поднести Гостю хлеб-соль от города Оренбурга тоже на дорогом блюде. Отсюда Его Высочество, сопровождаемый конвоем из казаков, проследовал в Преображенский [летний] кафедральный собор. Вечером у Его Высочества в губернаторском доме состоялся обед на 40 персон. В театре давали в этот вечер спектакль, но Его Высочество был крайне утомлён с дороги и посетить спектакля не смог. Тем не менее, жители наполняли улицы всю ночь, несмотря на ветер и дождь. Так велика была радость народная при встрече с сыном Российского Самодержца».

В свой последний путь – ссылку в Тобольск и Екатеринбург – последний российский царь отправлен был другим путем, минуя Оренбург. 

В Оренбурге побывали и два великих князя, но это уже другая история.

На рисунке: проекты памятников к 300-летию Дома Романовых