Студенческий театр «Горицвет» в год 50-летнего юбилея пригласил зрителей в «Лес»
Народный студенческий театр «Горицвет» Оренбургского медицинского университета отмечает в этом году юбилей – 50-летие. Созданный в 1966 году на основе команды КВН, он почти 25 лет был известен как СТЭМ (Студенческий театр эстрадных миниатюр), но далее его участникам стали тесны рамки мини-спектаклей, и с приходом на должность главного режиссера Владимира Позднякова в театре появились «полнометражные» спектакли. Зрители до сих пор с восторгом вспоминают такие постановки как « 12 стульев», «Завтра была война», «Мистерия буфф» и многие другие. Инициатива Позднякова была продолжена новым главным режиссером, Татьяной Коршуновой, которая работает в театре уже более 20-ти лет.
Бессменный художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры РФ Ефим Цинберг неоднократно подчеркивал, что с приходом в студенческий коллектив Татьяны Коршуновой, театр преодолел еще одну ступень развития и стал настоящей театральной «Меккой», куда с огромным удовольствием приходят не только студенты медуниверситета, но и других вузов города, а также школьники старших классов. Нельзя не отметить, что на спектакли театра «Горицвет» постоянно приходят представители творческой интеллигенции города и, конечно же, профессорско-преподавательский состав ОГМУ, в который ныне входят бывшие СТЭМовцы, не забывающие родные стены.
В юбилейный год Татьяна Коршунова неожиданно для всех решила поставить классическую пьесу, а именно, «Лес» Александра Островского. Нельзя сказать, что раньше на сцене «Горицвета» классику не играли; завсегдатаи театра прекрасно помнят такие блестящие постановки как «Недоросль» Фонвизина, или «Женитьба Фигаро» Бомарше. Кто постарше – с ностальгической тоской вспоминают «Трактирщицу» Гольдони, где в главной роли выступала сама Коршунова – она ведь по образованию актриса, за плечами которой учеба в щепкинском училище при Малом театре, и годы работы с такими корифеями российского театра как Александр Калягин, Александр Збруев, а с известным писателем-сатириком Михаилом Задорновым её связывала многолетняя творческая дружба.
Но, несмотря на эти небольшие вкрапления классики, репертуар «Горицвета» базировался, в основном, на отечественной драматургии, причем, не просто отечественной, а именно советской, ибо Татьяна Коршунова уверена, что пьесы Виктора Розова, Алексея Арбузова, Леонида Зорина, созданные в 60-80-е годы ХХ века, не просто не устарели, а именно сейчас, в век, когда вроде бы приходит конец «вечным» ценностям, которые активно культивировались в советской драматургии, нужда в них особенно велика. Потому, с таким успехом проходили в театре такие спектакли как «В добрый час» Розова, «Годы странствий» Арбузова, «Провинциальные анекдоты» Вампилова, а прошлогодняя премьера «Вечно живые». посвященная 70-летию Победы, проходила в битком набитом зале областного театра кукол, так как маленький зал «Горицвета» не мог вместить всех желающих.
Так, почему же в юбилейный для театра год, Коршунова взялась за «Лес» Островского? Как говорит сама режиссер, — «это дань уважение провинциальным русским артистам, которые в непредставимых для нынешнего поколения условиях: пешком пересекали огромные расстояния Российской империи, чтобы устроить себе ангажемент в каком-нибудь театре. «Ты куда идешь, Аркадий? – «Да, из Керчи в Вологду, а вы Геннадий Демьянович? – «А я – из Вологды в Керчь»- с этого диалога начинается встреча двух провинциальных артистов, Счастливцева и Несчастливцева, которых судьба свела на лесной тропинке, неподалеку от усадьбы богатой помещицы Гурмыжской. Волею судеб, Геннадий Несчастливцев приходился ей племянником, и сам был когда-то богат, но промотал состояние и стал артистом, причем не просто артистом, а настоящим трагиком, то есть представителем наиболее уважаемого амплуа. И решили товарищи по несчастью зайти в гости к тетушке, не подозревая, какие шекспировские страсти кипят в лесном поместье.
Татьяна Коршунова рассказала, что с самого начала, работа над спектаклем шла нелегко: молодые артисты не очень понимали перипетии взаимоотношений героев, живших в позапрошлом веке, и никак не могли ассоциировать себя с тем или иным персонажем. Но после вдумчивых разборок характеров героев – дело пошло на лад.
И вот – премьера. Сразу скажу, прошла она блестяще, крики «браво» не смолкали долго, артистов засыпали цветами — и это вполне ожидаемо. Молодые ребята, до недавних пор никак не представляющие себе жизнь дворянской усадьбы XIX века, оказалось вполне все поняли и сыграли на «отлично». Среди актеров не могу не отметить впервые вышедшего на сцену Владимира Лаптева в роли Пети. Да, видно, что опыта не хватает, не очень понимает, куда девать руки, но, поверьте, я видела немало выпускников высших театральных школ, которые выглядели еще более неопытными и неуклюжими. Так что, Владимир весьма убедительно сыграл юного недотепу-купеческого сынка, долгое время находящегося под железной пятой своего богатого папаши-самодура. Самого же купца Восьмибратова сыграл уже опытный артист театра Алексей Анохин — и это был один из самых убедительных образов спектакля.
Женские персонажи пьесы талантливо воплотили Екатерина Кривобок (Аксюша) Анастасия Самакаева (горничная Улита), Элина Козлова (помещица Бодаева), и зал буквально взорвался аплодисментами, узнав, что в маленькой роли помещицы Милоновой выступила ученица 8-го класса Полина Сазонова, которая является представителем второго поколения артистов «Горицвета». Главную же героиню, помещицу Раису Павловну Гурмыжскую блестяще сыграла Светлана Хохлова, которая утром, в день премьеры настолько перенервничала, что у неё поднялась температура, аж 39, 7 градусов. Но девушка справилась с волнением, и образ стареющей «фам фаталь», влюбившейся на 6-м десятке лет в молоденького гимназиста Буланова (отличная роль молодого Тимурбека Муратова), получился у нее ярким, логически точным и вызывающем неожиданное сочувствие.
Что же касается главных героев, тех самых «бродячих артистов», которые вздумали пойти на авантюру, но не смогли переступить через свои моральные принципы, так вот их сыграли самые опытные артисты театра – Михаил Волович (Аркадий Счастливцев) и потрясающий Василий Карпов (Геннадий Несчастливцев), который работает в театре без малого 20 лет. Судьба русского артиста никогда не была особенно счастливой, будь то провинция или столица. И артистам «Горицвета» удалось блестяще доказать, что театр для многих людей – это судьба, рок, если хотите. И нести этот избранный крест служения искусству нужно с честью.
Вот поэтому и посвятила Татьяна Коршунова этот спектакль юбилею родного театра. И все всё поняли правильно.