40 лет назад завершилась «Война Судного дня»
Власти Египта готовятся к новым беспорядкам на Тахрире. На главную площадь египетской столицы прибывают отряды полиции и спецназа. Накануне в ходе столкновений сторонников "Братьев-мусульман" с силовиками погибли четыре человека, более 30 получили ранения. Демонстрации приурочены к 40-й годовщине войны Судного дня между Израилем и арабскими странами.
Война 1973 года была предрешена "шестидневной войной" 1967-го примерно так же, как Вторая мировая неизбежно следовала из результатов Первой. Внезапный блицкриг израильской армии, разнесшей арабов в 1967 году и приведший к оккупации Синая, Голанских высот (и, что важнее, западного берега реки Иордан с Иерусалимом), логично подогревал арабский реваншизм. Который в данном случае и реваншизмом-то можно называть, только если отрешиться от негативного эмоционального фона этого слова. Поскольку налицо было стремление силой восстановить территориальную целостность.
Обе стороны выражали категорическое нежелание договариваться. Израиль отвергал одну за другой схемы примирения. В ответ арабы подписали так называемую "хартумскую декларацию", так же известную как "правило трех "нет": нет миру с Израилем, нет переговорам с Израилем, нет признанию Израиля. Начался мутный малоинтенсивный конфликт, получивший прозвище "войны на истощение".
Осенью 1970 года скончался президент Египта Гамаль Абдель Насер, на его место пришел Анвар Садат, который поставил своей целью возвращение отторгнутого Синая.
Дату нападения выбрали целенаправленно: удар наносился 6 октября — в 1973 году на этот день выпадал важнейший у иудеев религиозный праздник Йом-Киппур, "День искупления" или, что более привычно, "Судный день". Этот день предписывается проводить в посте и молитвах о покаянии.
200 самолетов египетских ВВС поднялись в воздух, артиллерия западного берега Суэцкого канала начинает навесную бомбардировку израильских минных полей и проволочных заграждений. Волна за волной пехотинцы форсируют водную преграду, атакуя линию обороны Бар-Лева. На севере до тысячи сирийских танков разворачиваются на Голанских высотах, армейский спецназ берет штурмом крупнейшую радиолокационную станцию на горе Херман. Начинается 18-дневная война, названная в учебниках истории войной Судного дня.
"По дороге мы встретили несколько, я бы сказал, израильских солдат, которые не бежали: их танки были подбиты, и они отошли с поля боя. У них буквально были выпученные глаза от страха, что сирийские танки все "заливают". Многих мы подбиваем, а они не кончаются, не знаем, что делать", — вспоминает танкист, ветеран войны Судного дня Лев Нив.
Эффект неожиданности позволил арабским армиям успешно атаковать в течение первых двух суток. Израильская разведка буквально проспала войну. Убаюканные победой в 6-дневной войне, политики не верили в возможность египетского реванша. И премьер Голда Меир и министр обороны, израильский Кутузов, Моше Даян через полгода возьмут ответственность на себя и уйдут в отставку. Ровно 40 лет назад 24-летний Ави Бром утром 6 октября отдыхал на берегу озера Кинерот. Эти кадры он сделал своей любительской 8-миллиметровой камерой.
"Эту камеру и фотоаппарат я привез из Америки, где учился, думал, что буду снимать семейные праздники, а в результате снял одну из самых драматических страниц нашей истории", — говорит Ави Бром, танкист, ветеран войны Судного дня.
Йом Киппур — Судный день: в Израиле закрыты все учреждения, банки, офисы, магазины, кафе, нет радио и телепередач, не ходит общественный транспорт. Мобилизовать и развернуть армию, призвать резервистов в этой ситуации почти невозможно. Ави Бром на перекладных добрался до своей танковой бригады с той же камерой в руках. Высунувшись из люка, он будет снимать первые часы грандиозного танкового сражения, развернувшегося на Голанских высотах.
Ави Бром: "Когда я высунулся из танка с камерой в руках, то думал, что все сирийские машины вокруг уже уничтожены, и в этот момент раздался свист снаряда и взрыв, прямым попаданием сирийцы подбили соседний с нами танк".
Недалеко от машины Брома сражался 21-летний Цви Грингольд, он был контужен, обгорел, сменил шесть подбитых машин, но удерживал дорогу в долину Нафах. Первые 20 часов на Голанах 180 израильских танков противостояли 1300 сирийских.
Цви Грингольд, танкист, ветеран войны судного дня, рассказывает: "Поднялось солнце и мы увидели, что против наших 15 машин целая сирийская танковая дивизия. Мы сражались до полудня, уничтожив половину вражеских танков, но получили приказ отходить, потому что сирийцы обошли нас с флангов и убили все командование на нашей главной базе на Голанах".
Имя этого человека попало в энциклопедии, по разным оценкам, он подбил около 60 бронемашин противника. Абсолютный мировой рекорд принес ему высшую военную награду Израиля — медаль за героизм.
"Наш танк подбили, мы лежали контуженные почти час, пока я не услышал голос: "Ты живой?" Я говорю, что если слышу, то наверное живой. Мы побежали к нашим танкам, громко крича на иврите, чтобы в нас не стреляли", — вспоминает Цви Грингольд, танкист, ветеран войны Судного дня.
На третьи сутки израильтяне перейдут в контрнаступлении, миражи и скайхоки будут бомбить Дамаск, танки Меркава окажутся в 40 км от сирийской столицы. На юге бригада Ариэля Шарона найдет слабое место на стыке египетских армий, форсирует Суэцкий и двинется в сторону Каира. Войну остановит резолюция Совбеза ООН, но парадоксальным образом именно она — война Судного дня — через 5 лет приведет к подписанию мирного египетско-израильского договора.
По материалам ВГТРК, РИА Новости.