Эксперты: Гаджеты негативно влияют на развитие речи ребёнка
В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки детского речевого развития. Дети начинают позже говорить и, мало того, речь их бедна и примитивна, отмечают логопеды. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Значительно увеличилось количество слов «паразитов» в речи. И самое обидное, что в большинстве случаев причина не в наследственности и не во врождённых или приобретённых физических недостатках.
Многие родители стараются выразить свою любовь к ребёнку, задаривая его тем, что им самим когда-то было недоступно, или желая, чтобы у него было всё «не хуже чем у других». Другие стараются компенсировать дорогими техническими новинками недостаток внимания с их стороны, полагая, что при помощи, например, компьютера ребёнок сможет развиваться самостоятельно.
Получить информацию ребёнок может и самостоятельно, — комментирует ситуацию учитель-логопед Асекеевского района Оренбургской области Альфира Валитова, — но ему обязательно нужно ею с кем-то поделиться, обсудить увиденное, услышанное. И если нет такой возможности, дети становятся молчунами. А как следствие, серьёзно нарушается внутренняя речь, в которой формируется всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.
Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их мало что интересует и увлекает.
— Отсутствие собственного содержания отражается и на взаимоотношениях детей, они не знают, как их выстраивать и вновь садятся за монитор, ведь куда проще нажать на кнопку и, не прилагая усилий, получить готовые развлечения, — рассказывает логопед Юлия Инсафутдинова.
В Асекеевском районе Оренбуржья в 2015-2016 учебном году, например, из 87 детей посещающих подготовительную группу в детских садах райцентра, 35 нуждались в услугах логопеда, а на сентябрь 2016 года из 80 детей корректировку дефекта речи нужно будет провести у 40.
Всё чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, отмечают специалисты. Также по наблюдениям логопедов, фразовая речь ребёнка 6–7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации.
— Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи, — подчеркивают эксперты. — Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Безусловно, невозможно совсем оградить их от просмотра телевизора и от компьютерных игр. Но во всём необходимо соблюдать меру, уверены специалисты.