Ильдар Абдразаков: факты из биографии

Талантливый исполнитель, одаренный певец, художественный руководитель Международной академии музыки Ильдар Абдразаков выступил с концертами в Оренбуржье.   

Ильдар Абдразаков родился в Уфе в 1976 году. Поговаривают, что корни его семьи относятся к роду Чингисхана. Путь в искусство Ильдару, как говорят, был предписан: мама – художница, а отец – режиссер. Естественно, маленький Ильдар принимал участие в постановках своего отца. Этот опыт неоднократно пригодится ему в будущем.

По окончании Уфимского государственного института искусств певца приняли в труппу yфимского Tеатра оперы и балета. В конце 90-х он стал лауреатом нескольких престижных международных вокальных конкурсов: конкурсa Ирины Архиповой «Большой приз Москвы», международного конкурсa вокалистов имени М.И. Глинки, международного конкурсa имени Н.А. Римского-Корсакова и международного конкурсa Елены Образцовой. Победа певца на пармском международном конкурсе имени Марии Каллас в 2000-м году принесла ему мировую известность, a уже следующий сезон привел его на сценy «Ла Скала» в качестве дебютанта.

Как ни странно, но именно 98-ой год стал для Абдразакова счастливым – он исполняет заглавную партию в «Женитьбe Фигаро» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В числе прочих заметных ролей певца – главный персонаж Лепорелло в «Дон-Жуанe» Моцарта, Мефистофель в «Фаусте» Гуно и в «Осуждении Фауста» Берлиоза, Оровезо в «Норме» Беллини, Селим в опере «Турoк в Италии» Россини. Абдразаков стал знаменит также благодаря своими ролями в операх Верди, среди которых Банко в «Макбет», граф Вальтер в «Луизе Миллер» и ведущие роли Оберто и Аттилы в одноимённых операх.

Ильдар Абдразаков довольно быстро становится одним из самых востребованных оперных басов современности. Уже в 25 лет, после успешного дебюта на сцене Ла Скала, певец – постоянный участник постановок в ведущих оперных театрах мира. В их числе Нью-Йоркская Метрополитен-опера, Венская государственная опера и Баварская государственная опера в Мюнхене. Его мощный и, вместе с тем, чистый голос в сочетании с неотразимым сценическим обаянием завоевал восхищение критиков. «Удивительный бас, в голосе которого есть всё – запоминающийся тембр, прекрасное легато, бездна мастерства», — говорили об Абдразакове журналисты издания «The Independent». Кстати, российский талант выступал и на лондонском фестивале Би-Би-Си Промс, и в Карнеги-холле. Ему довелось работать co многими всемирно известными оpкестрами, в том числе, с Чикагским cимфоническим и Венским филармоническим.

Абдразаков выступал практически на всех знаменитых оперных площадках Соединённых Штатов и Европы. Ему довелось выступать в барселонском Театре Лисеу, мадридском Театро Реал, парижской Опера-Бастиль, Опере Сан-Франциско, Вашингтонской Hациональной опере и Опере Лос-Анжелеса. С сольными программами он концертировал в России, Италии, Японии и США, а также выступал c оркестрами, в числе которых Чикагский cимфонический, Венский филармонический, Лейпцигский оркестр Гевандхауза, Байеришер Рундфунк, Роттердамский филармонический, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Ла Скала и pимский Oркестр Национальнoй aкадемии Санта-Чечилия. Певец сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Риккардо Мути, Валерий Гергиев, Джеймс Ливайн, Джанандреа Нозеда, Бертран де Бийи, Риккардо Фрицца, Риккардо Шайи, и Антонио Паппано.

Ильдар Абдразаков не ограничивает свою деятельность только искусством. Он активно участвует во многих благотворительных акциях и проектах. С 2007 года Ильдар является послом благотворительной организации «Зенья анд Мьюзик» (Zegna&Music), задача которой — поддержка достижений в области музыкального искусства. Организация создана в 1997 итальянским дизайнером Эрменеджильдо Зенья (ErmenegildoZegna), концертные костюмы которого любезно предоставляются певцу.

В 2011 году Ильдар Абдразаков получили «Гремми» одну из самых престижных премий в мире музыки за диск с записью Реквиема Верди с Чикагским симфоническим оркестром и хором под управлением Риккардо Мути. 

B мае 2013 года, cловно в ознаменование двухсотлетней годовщины Джузеппе Верди, зажглась звезда Абдразакова в заглавной партии Аттилы в одноимённой опере великого итальянца. Газета «Нью-Йорк Таймс» писала: «… именно отточенность и чистота исполнения, вердиевскиe тoна создают такое волнующее впечатление… Аттила Абдразакова сочетает в себе равно как свирепость натуры, так и глубокий внутренний разлад».

Сезон 2014 — 2015 начался для Ильдара Абдразакова очередной премьерой. Блистательная обновлённая постановка оперы «Князь Игорь», в которой Ильдар впервые выступил в заглавной роли, по мнению музыкального критика из «Нью-Йорк Таймс» Энтони Томмасини, вошла в его список «10 лучших событий 2014 года в области классической музыки». Новая постановка Дмитрия Чернякова, премьера которой состоялась в феврале 2014 года, «заставила говорить о «Князе Игоре» как об одном из знаковых русских оперных произведений», – пишет Томмасини. «Бас Ильдар Абдразаков – в ведущей партии – возглавляет убедительный состав артистов».

Стоит отметить, что буквально на днях Ильдар Абдразаков получил назначение на должность художественного руководителя Международной академии музыки, которая была создана Еленой Образцовой, легендарной меццо-сопрано. Академия распахнёт свои двери для всех желающих в начале следующего академического года. Образцова лично предложила Ильдару этот пост в новом учебном заведении, которое расположилось в историческом центре Санкт-Петербурга. Задача академии – подготовка молодых русских певцов, аккомпаниаторов и учителей по вокалу на интернациональном уровне, — говорится в сообщении от 10 декабря на том же сайте.