Николай и арбузный рай: фильм оренбуржца попал на международный фестиваль

Не так сложно посадить, ухаживать и вырастить, как продать. Пересилить риск и словно бы заранее смириться с экономической неудачей, при этом посвящать любимому, но невыгодному делу жизнь. О подобных энтузиастах – точнее, о фермере Николае и его «арбузном рае» – снял документальный фильм оренбургский студент Денис Платонихин. Его работа попала в программу международного кинофестиваля «Артдокфест».

Сейчас Денис Платонихин учится на журналиста в Оренбурге, а до этого два года постигал режиссуру неигрового кино в Казани. Несмотря на юный возраст, он успел снять среднеметражный документальный фильм. Без какой-либо помощи, поддержки и серьезной технической базы – в общем, работал на чистом энтузиазме.

Своего дядю, главного героя картины «Николай и арбузный рай» (18+), юноша задумал снять давно, «лет пять назад». Но тогда знаний и навыков было немного, и идея ушла в долгий ящик – до встречи с работами учеников режиссёра Марины Разбежкиной, основателя единственной в России независимой школы документальных кино и театра.

— Мне очень понравились принципы съёмки Марины Александровны. В её школе запрещено использовать штатив, закадровый голос, фоновую музыку, прямое интервью. Если нужно крупно снять героя, то принципиально важно самому подойти к герою, — рассказал RIA56 Денис. – Всё это помогает избавиться от элементов манипуляции зрительским вниманием, у режиссёра остаётся только камера, герой и жизнь, которая в любой момент может преподнести сюрпризы.

Одолжив камеру у одних родственников, кинематографист отправился к другим, в поля. Съёмки начались в апреле, в областном архиве – эти кадры, кстати, не вошли в финальный монтаж – а затем он «переключился на героев». И всё это юноше удавалось совмещать с учёбой: приходилось постоянно отпрашиваться, благо, декан шла навстречу.

— Начал снимать на первом курсе, закончил – в конце второго. Учился всему прямо на съёмках, здорово развивается интуиция, когда снимаешь героя с рук и не знаешь, куда он в тот или иной момент пойдёт и что начнёт делать. Приходится быть всегда включённым в жизнь, чтобы ничего не упустить.

Фильм создавался в селе Буранном, что в Соль-Илецком районе. Из-за того, что юноша учился в другом городе, работать удавалось каждый месяц по несколько дней. В сумме Денис снимал около 7 месяцев, столько же монтировал – не хотелось рутины – и из 13 отснятых часов в итоговый фильм вошло 40 минут. Каждый выделенный эпизод автор посвятил определённому этапу выращивания арбуза и трудностям, с которыми сталкивались герои.

Денис Платонихин не вмешался в жизнь Николая и его «арбузного рая», а стал наблюдателем и позволил зрителю узнать, как созревает сладкий символ Оренбуржья и через какие тернии он попадает на столы людей. Автор позволил посторонним людям заглянуть в сокровенное, в жизнь его семьи. Но при подробности и откровенности – простая жизнь фермера с жареными сусликами и пожарами – фильм не самоучитель по выращиванию.

Подготовка почвы, посевы и дальнейшая «огородная» работа гектарного масштаба перемешались с бытовыми сценами: долгожданными встречами, готовкой, разговорами о мире и арбузном бизнесе, радостью и отчаянием, воспоминаниями о прошлом и тоской из-за настоящего.

«Уфа вообще ела арбузы страшно. Я сам в розницу торговал. Пятница, суббота, воскресенье – по 12-13 тонн с точки. Я вообще в шоке был! А в понедельник – ничего. В последнее время я начинаю задумываться бросить это грязное дело. Каждый год всё хуже, хуже, хуже. Такое ощущение, что специально делают, или кто его знает. Обычно год – нормально, другой год – ничего. А в последнее время всё плохо идёт…» – сетует главный герой фильма «Николай и арбузный рай» во время сбора урожая. А как не возмущаться и не опускать руки, когда часть арбузов переспела, а другая – подхватила медянку? Но самое обидное – сотни первоклассных арбузов так и осталась нераспроданными на поле.

Арбузный рай, увы, не оказался раем в привычном понимании. Герои поглощены заботами о коммерции: машины, точки продажи, а ещё дебет с кредитом нужно свести и набраться смелости – или отчаяния? – продолжать дело в следующем году. Но и адом труд Николая и других работяг не назовёшь: это их сложная, но жизнь, полосатая, как арбуз.

— С родственниками легче найти общий язык, в их компании чувствуешь себя намного комфортнее, чем в кругу незнакомцев. Но не всегда это работает. Мне повезло, мои родные и всё их окружение были очень открыты, и ничто не мешало мне снять откровенное кино с настоящими эмоциями. В деревне много открытых людей, потому что их жизнь как на ладони для односельчан, — поделился наблюдениями Денис. — Для меня всё, что связанно с селом, с деревенскими жителями — это рай. Рай – это та тишина, которая вокруг, это та практически нетронутая природа.

«Николай и арбузный рай» отметили на I Международном фестивале дебютного документального кино в Свияжске. Сейчас он участвует в программе «Артдоксеть», где оцениваются фильмы, опубликованные в интернете. Фестиваль пройдёт 6-12 декабря. А пока продолжается открытое голосование – поддержать оренбуржца может каждый.