NYT: В госдепе призывали бомбить Сирию по югославскому сценарию
Сотрудники госдепартамента США в письме руководству ведомства предлагали наносить удары по войскам правительства Сирии по "югославскому сценарию", пишет издание New York Times, в распоряжении которого оказался текст документа.
На прошлой неделе стало известно, что полсотни чиновников американского госдепартамента подписали меморандум, предназначенный для внутреннего пользования, с призывом начать бомбардировки сил официального Дамаска. Они называют это единственным способом борьбы с "Исламским государством" (группировка запрещена в России) и достижения мира в Сирии. Официальный представитель ведомства Джон Кирби подтвердил факт обращения, однако не стал раскрывать его детали, отметив лишь, что руководство изучает его, передают РИА Новости.
"Мы видим смысл в более активной военной роли США в Сирии на основе разумного использования удаленного оружия и оружия с воздуха, что могло бы способствовать и продвигать более целенаправленный и агрессивный дипломатический процесс под руководством США", — говорится в письме, которое цитирует газета.
В комментариях издания к документу поясняется, что под "удаленным оружием" имеются в виду, в частности, крылатые ракеты, которые могут запускаться на большом расстоянии, что не позволит войскам сирийского правительства отвечать на такие удары. Именно таким образом действовала коалиция НАТО во главе с США во время операции в Югославии в 1999 году, которая заставила власти страны начать политический диалог, закончившийся провозглашением независимости Косово.
— Некоторые говорят, что такое сравнение некорректно из-за активного участия России и Ирана в этой войне (в Сирии), и предполагают, что эти страны могут усилить свою деятельность по поддержке сирийских войск, чтобы нейтрализовать любые американские удары, — прокомментировал документ журналист NYT Макс Фишер.
Всего в закрытом письме сотрудников госдепартамента десять пунктов, в каждом из которых приводится обоснование необходимости ударов по правительству Сирии для прекращения гражданского конфликта в стране, решения гуманитарных проблем, возвращения беженцев, а также для борьбы с группировкой "Исламское государство". Последнее объясняется тем, что удары США прекратят атаки сирийских войск на силы оппозиции, которая сможет сконцентрироваться на борьбе с ИГ.
Фишер в связи с этим напоминает, что в Сирии есть большой риск того, что разрозненные группировки оппозиции могут начать в этой ситуации борьбу за власть в стране.
— Это произошло в Афганистане в 1992 году, когда повстанцы, которые победили власть, начали многолетнюю гражданскую войну между собой, а также в Ливии в 2011 году, — пишет журналист.
Также критически он оценивает предложение авторов письма создать бесполетную зону в Сирии.
— Письмо не отвечает на вопрос о том, будет ли применяться бесполетная зона для российских самолетов, и как Вашингтон собирается вводить ее без риска большого конфликта (с Россией), — констатирует Фишер.
В целом, говорит он, письмо показательно тем, что в нем отсутствуют важные проблемы, решение которых необходимо для завершения конфликта в Сирии.
— Оно не говорит, как устранить глубокие разногласия даже среди союзников о том, как должно выглядеть мирное соглашение. Оно не предоставляет правовую основу для войны против Сирии, которую Россия, несомненно, блокирует в ООН. Оно не говорит, как удалить Асада, не допуская развала сирийского правительства. Письмо, скорее, констатирует разочарование или даже возмущение нынешней политикой, чем предлагает конкретные альтернативы, — пишет автор New York Times.
Письмо чиновников госдепа раскритиковали в Москве. Так, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что насильственное свержение власти в Сирии может стать причиной хаоса в регионе.
В МИД России, в свою очередь, выразили надежду, что Вашингтон не повторит ошибки, которые были допущены ранее в Ираке и в других странах, где Запад пытался силой решить внутренние проблемы.
— Все международные форматы, которые созданы с участием Соединенных Штатов, соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН, документы, принимаемые по итогам встречи МГП, говорят о том, что никакого силового сценария для решения сирийского вопроса не предусматривается. Только мирный путь, только политический диалог, — отметила представитель ведомства Мария Захарова после появления первых данных о меморандуме госдепа.
В российском Минобороны и вовсе выразили беспокойство по поводу решения столь важных вопросов "голосованием трудового коллектива".