Зачем кошмарить алкогольный рынок?
Через несколько месяцев предпринимателей, работающих на рынке спиртных напитков, ждёт очередное «закручивание гаек». Новый закон резко ужесточает контроль за оборотом алкоголя и привязывает каждую выпущенную и проданную бутылку спиртного к учёту в Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС)
По мнению самих предпринимателей, нововведение фактически похоронит легальный рынок алкоголя: слишком дорого стоит оборудование для обмена данными с ЕГАИС, торговать честно и качественным продуктом станет попросту невыгодно. И в конечном итоге здравая идея обеспечения безопасности и прозрачности рынка обернётся катастрофой: страна попросту захлебнётся в суррогате.
Подробнее об этом — интервью с экспертом Еленой Скивко, кандидатом юридических наук, которая более десяти лет специализируется на проблемах развития малого предпринимательства в сфере розничной торговли
Литр пишем — три в уме
— Данные статистики по Оренбургской области показывают, что продажа спиртных напитков в прошлом году по сравнению с 2014-м сократилась более чем на треть. Это означает, что антиалкогольная программа реализуемая в нашей стране начинает давать положительные результаты?
— Увы, но здесь всё далеко не так радужно, как показывают цифры. Статистика отражает цифры, складывающиеся из отчетов легальных продавцов алкоголя. Но она не учитывает нелегальный оборот, который растёт с каждым годом. На самом же деле, потребление алкоголя все последние годы остается примерно на одном уровне. И чем меньше продается легального алкоголя, тем больше продается нелегального.
Основных причин здесь две — доступность нелегального алкоголя и его низкая цена. Причем, последнее всегда играло и будет играть решающую роль при выборе населением, что купить.
— Почему на Ваш взгляд антиалкогольная кампания не приносит ожидаемых результатов?
— При разработке программы в ее основу были положены типичные заблуждения. Во-первых, считалось, что достаточно сократить количество магазинов торгующих алкоголем и потребление его сократиться. Во-вторых, повышение цены на алкоголь сделает его недоступным для основной массы потребителей, что опять же приведет к сокращению его потребления. Этим практически и занимается наше правительство последние годы. Хотя в программе были и очень здравые мысли, в первую очередь — пропаганда здорового образа жизни, воспитание культуры употребления спиртного. Те кто пили — они будут пить. Только вопрос- что? Качественный алкоголь или бормотуху?
— Чем вызвана волна смертельных отравлений алкоголем? Какие механизмы нужно установить, чтобы не повторялось подобное?
— На мой взгляд, причин несколько. Первая — доступность нелегального алкоголя, как в плане покупки, так и в плане его стоимости. Вторая — отсутствие системной работы со стороны работников МВД в данном направлении. Третья — желание отдельных бутлегеров получить сверхдоходы любой ценой.
Но в целом моё мнение — волна смертельных отравлений алкоголем это неминуемое последствие неразумной антиалкогольной кампании. Чтобы подобное не повторялось, нужно как можно быстрее убрать излишние ограничения для легальной торговли алкоголем. В частности, установить единое по стране время продаж с 8:00 до 23:00, отменить избыточный запрет торговли в зависимости от границ прилегающих территорий. Последний запрет, кстати, спровоцировал повальный рост нелегальных точек по торговле алкогольной продукцией. Вместо одного легального объекта торговли, попавшего под этот запрет, теперь появилось рядом три нелегальных точки. Фактически нелегальная торговля получила очень хорошие перспективы для развития. Ведь администрации муниципалитетов развернули масштабную кампанию по закрытию только легальных торговых объектов. Нелегальными — несколько лет никто особо не занимался, пока не участились случаи смертельных отравлений (ноябрь 2015).
Виртуальная «разливайка»
— На ваш взгляд торговля алкоголем через Интернет — это благо или наоборот, лишний риск?
— Сегодня такой вид бизнеса однозначно незаконен. Так, в соответствии с пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а так же товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
— Сейчас правительство делает упор на внедрение систем ЕГАИС в рознице, как панацею от всех бед: мол, введем — и контрафакта не станет. Расскажите о плюсах и минусах системы ЕГАИС. Оправдано ли её внедрение как раз на фоне роста реализации контрафакта (суррогата)?
— Мы говорим о плюсах и минусах для кого? Для государства, предпринимателей или потребителей? Однозначный плюс для организаций, занимающихся внедрением и обслуживанием онлайн сервисов, для программистов. С введением системы ЕГАИС в рознице они будут обеспечены дополнительными доходами и заработком. Для предприятий выпускающих сканеры, кассовые аппараты нового поколения — тоже хорошо. А для предпринимателей это только дополнительные расходы.
Что же касается эффективности ЕГАИС в борьбе с контрафактом, то лучшим ответом здесь будут цифры, которые приводил руководитель Росалкогольрегулирования Игорь ЧУЯН в интервью газете РБК в октябре 2015 года. Тогда нелегальный оборот алкоголя был «…чуть больше 22%» На сегодняшний день в обороте алкоголя по разным оценкам находится от 40 до 60 процентов нелегального алкоголя. А ведь с ноября 2015 и с 1 января 2016 происходило два этапа усиления требований ЕГАИС. Выходит, чем туже «закручивают гайки», тем больше в итоге контрафката!
Более того, система ЕГАИС была введена в России в 2006 году и действует почти 10 лет. И если ее за этот период не смогли отладить на нескольких сотнях заводов, то как она будет действовать в нескольких миллионах розничных точек с 1 июля этого года?
Заявленная цель введения системы ЕГАИС в розничном ритейле как средство борьбы с оборотом контрафактной продукции и суррогата достигнута не будет. Работать в системе ЕГАИС будет легальная розница, которая и так с каждой бутылки «пыль сдувает», а нелегальный бизнес будет продолжать продавать некачественную продукцию. Ведь в гаражах и квартирах, где часто хранят и реализуют такую продукцию, систему ЕГАИС никто устанавливать не станет.
— Во сколько обойдётся внедрение ЕГАИС на предприятии? Как это скажется на «финансовом самочувствии» небольших магазинчиков?
— Суммы единовременных затрат составтят от 150 тысяч до 350 тысяч рублей. Всё зависит от уже существующего уровня автоматизации на предприятии и от количества кассовых аппаратов и т.п. На самочувствии небольших магазинов скажется конечно плохо, так как это дополнительные организационные расходы. Доход предприятия от внедрения системы ЕГАИС не вырастет. Кроме того, ряд предприятий, если и продолжат работу, то однозначно закроют малоприбыльные обособленные подразделения. В результате, бюджет точно не досчитается уплачиваемых ранее налогов, а вчерашние законные торговцы пополнят ряды нелегальных.
— Кто остановит торговлю контрафактом, (суррогатом) на нелегальных торговых точках?
— По идее такую работу должна выполнять полиция. Но тут прослеживается очевидный парадокс: штраф в отношении нелегального продавца в разы ниже, чем штраф для магазина, который торговал легально, но у него вскрылись те или иные нарушения. Получается, полицейским «невыгодно» заниматься отловом «бутлегеров», гораздо легче устроить рейд по легальным точкам.
Поэтому я считаю, что нужна большая и комплексная программа по наведению порядка на алкогольном рынке. Отдельными точечными мерами проблему суррогата и отравлений не решить.