В четыре раза больше счастья: история семьи, воспитывающей четверняшек
Почти 20 лет подряд Светлана Коровина загадывала на Новый год одно и то же желание: «Пусть у меня ещё будут дети!». Вместе с мужем Эдуардом они воспитывали дочку Ксению, но мечтали о двоих детях. И вот в 2014 году врач наконец подтвердил хорошую новость.
Фото: Олег Рукавицын
Однако хороших новостей оказалось больше: УЗИ показало, что будет не одна девочка, а две и ещё два мальчика! 8 мая 2015 года в семье Коровиных появились четверняшки.
Всей семьёй ушли в декрет
– Это случилось в канун 70-летия Победы, – рассказывает Эдуард Коровин. – Для нашей семьи это значимый праздник. Мои деды воевали. И в честь них мы назвали сыновей – Артём и Илья. Да и девочкам тоже не просто наугад выбрали имена. Ника – победа, у неё даже есть святая покровительница. А Лада – старинное русское имя, мне оно всегда очень нравилось.
Рождение детей для Коровиных стало настоящим чудом.
– Когда мы сказали дочке, она расплакалась от радости, – вспоминает Светлана. – Хотя сама уже была замужем и воспитывала ребёнка. Сказала, что исполнилась и её многолетняя мечта.
В первое время Ксения с семьёй жила с родителями, помогала заботиться о малышах.
– Их было нужно каждые три часа кормить, – говорит Светлана. – И дочь настояла на том, что ночью будет вставать к ним сама, а день останется мне. Беспокоилась. Это была очень нужная поддержка.
В интернете, из опыта других семей Светлана узнала о первых навыках общения с таким количеством малышей. О грудном вскармливании и речи быть не могло. Пить сразу учили из бутылочки.
– Положишь его на бок, под голову – свёрнутую в трубочку пелёнку, и даёшь смесь, – рассказывает Светлана. – И так каждому.
И это не говоря уже о смене подгузников, одевании на прогулку, ежедневном купании. Все хлопоты приобрели четырёхкратный размер. Светлана завела дневник, в котором как бы общается с малышами и рассказывает всё, что происходит в их жизни. Так вот за первый месяц Коровины прокипятили, помыли и наполнили бутылочки 960 раз и сменили 480 подгузников!
– Честно говоря, не были эти заботы в тягость, как многие предполагают, – говорит Эдуард, которому вместе с супругой пришлось уйти в декретный отпуск. – Ты просто понимаешь, что кроме тебя этого никто не сделает. Что это временные сложности и что радость от детских улыбок, первых слов, родных взглядов перекрывает всё остальное.
Кризис не напугал
Но Коровиных ждали другие испытания. Много лет они занимались бизнесом – производством строительных материалов. Света ушла из школы, где работала педагогом, чтобы помогать мужу.
– Мы крепко стояли на ногах, – говорит Эдуард. – Нас знали в отрасли, не раз получали награды от главы города за высокую социальную ответственность. Много занимались благотворительностью, старались помогать всем, кто обращался.
Но в 2014 году, когда курс доллара резко подскочил, предприятие обанкротилось. Зарубежное сырьё подорожало в два раза. А поднять цены на продукцию так сильно не представлялось возможным. По стране закрылось очень много подобных производств.
– Конечно, обидно было потерять дело всей жизни, – говорит Светлана. – Хорошо было нас на предприятии, коллектив замечательный, по сей день звонят, поздравляют с праздниками, интересуются, как растут детишки. Но Бог забирает одно, а даёт другое, порой гораздо больше. Сегодня нам очень помогают родные, друзья, соседи, люди, которые знают нашу историю, старшая дочь, несмотря на то что недавно у неё родился второй малыш. Отдельное спасибо православному Центру помощи семье и детям «Колыбель».
Декретный отпуск уже закончился. Эдуард сейчас в поиске работы. А пока они организовали семейный детский сад. По действующему законодательству, если семья воспитывает больше трёх детей, может оформить документы как подразделение дошкольного образовательного учреждения. Мама получает зарплату на ставке нянечки, дети постоянно под её присмотром.
– Это было очень сложно, – вспоминает Светлана. – Мы, наверное, единственная в области семья, которая довела дело до конца. И большое спасибо заведующей садом Людмиле Соболевой за то, что помогла. Собирали кипы документов, прорабатывали самые разные варианты. Ведь для детских садов предусмотрены очень строгие нормы СанПиНа. Как выполнить их на дому? На кухне, например, должно быть четыре разных холодильника – для разных продуктов и проб. Думали возить еду в контейнерах из детского сада – тоже сложно. Машины у нас нет, да и делать это нужно несколько раз в день. И решили сделать группу кратковременного пребывания. Дети здесь как бы на четыре часа, без питания и сна. Я оформлена на полставки. Хоть какое-то финансовое подспорье. Да и не представляю я, честно говоря, как вести четверых в сад. Ведь пока мы даже гуляем только во дворе: на улице за ними не уследить. Такие озорные. Если дождь прошёл, то лезть надо в самую глубокую лужу. Причём всем сразу. Если снег, то вываляться в нём с ног до головы. У кого двойня – живут в разные стороны. А у нас четверо – в четыре стороны бегут.
Главное – быть вместе
Мы беседуем на просторной кухне Коровиных. Малыши смотрят мультики. У каждого свой стул. Но любопытство Никули, как она себя называет, пересиливает интерес к телевизору.
– Это цто, цясы? – тихонько подкрадывается она к фотокору Олегу Рукавицыну. – А это? Фотоаппалат? Ого!
Через пару минут на руках у коллеги она уже пытается нажимать кнопочки на сложной технике, заглядывает в объектив. Артём в это время несёт мне свою игрушку, шёпотом на ушко говорит, что это его «масынка». А когда провожали нас, поцеловал мне руку. Вот такой галантный кавалер растёт!
– Лада сначала присматривается к новым людям, – говорит Светлана. – А Илья, хоть и самый крупный из всех детей, пока ещё не начал толком говорить.
Немного погодя малыши ведут нас в игровую, показывают свои игрушки, резвятся с мячом.
– Здесь мы спим, – показывает Светлана комнату рядом. Посередине большая кровать, по краям четыре детские, каждая подписана. – Да они и так не перепутают, – улыбается она. – Слышали бы вы, как они просыпаются. Начинают переговариваться, шепчутся. Мы с трудом пока разбираем, но они прекрасно понимают друг друга.
Играют младшие Коровины, как и все дети, во всё, что попадётся на пути: стулья – так стулья, посуда – так посуда.
– Могут и ручку от шкафа оторвать. А однажды даже плинтус умудрились отодрать от стены, – говорит Эдуард. – Наверное, если бы я был помладше, то более болезненно к этому относился бы. Всё-таки всё сделано в доме своими руками. Но сейчас думаю: «Да чего всё это стоит!»
Оба супруга из многодетных семей. У Эдуарда двое родных братьев, Света – вторая из четырёх.
– Самое главное, чему мы учим детей, – быть всё время вместе, – говорят Коровины. – Понимать, что никого ближе братьев и сестёр в жизни не будет, поддерживать друг друга и во всём помогать. Мы не всегда сможем быть рядом, и очень хочется, чтобы любые трудности они смогли преодолеть.