Новости фронта: 25 февраля – поезд-баня, письма оренбуржцев и новые победы советских войск
Портал RIA56 совместно с Государственным архивом Оренбургской области запустил проект «Новости с фронта», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ежедневно мы публикуем новости из газеты «Чкаловская коммуна» о событиях, происходящих на фронте и в тылу. Миссия проекта – напомнить нынешнему поколению, каким беспримерным героизмом наших солдат и тружеников тыла досталась Победа в Великой Отечественной войне.
25 февраля 1942 год
Наши бойцы, действующие на одном из участков Южного фронта, за последние пять дней уничтожили 18 немецких танков, 11 пулемётов, 11 миномётов, 30 орудий, 3 автомашины, 10 радиостанций. Потери немцев в людях — 2700 солдат и офицеров.
Одна из частей, где командует Зиновьев (Юго-Западный фронт), за 20 дней февраля в ожесточённых боях нанесла немцам большой урон. Противник потерял убитыми 3220 солдат и офицеров. Наши бойцы захватили 150 автомашин, 130 орудий, 9 танков, 180 мотоциклов и много другого воинского имущества.
У немецкого ефрейтора Грауземана найдено неотправленное письмо к Маргарите Гаук. В нём говорится, что «русские опять начали наступление».
— Ты можешь себе представить, что у нас творится! Ночью мы снова были все на ногах. Теперь мы вообще не имеем покоя. В данный момент у нас напряжённая атмосфера, так как русские предприняли атаки, которые имели успех. Мы понесли большие потери. Один наш батальон окружен. Что там творится! И мы ждем днем и ночью атаки на наше село прорвавшихся частей противника, — говорится в письме.
А вот что пишут родители немецких солдат. «В прошлый понедельник Лиза Зейферт получила уведомление, что ее Отто убит. Вчера Эльза Вайхерт получила извещение, что ее Фриц убит, а сегодня и госпожа Леманс получила уведомление, что ее муж убит… Сын Клауэницера с 15 октября ничего не пишет, Гергард Пюшель не пишет с 19 сентября, а Рудди с 28 августа. Все родители очень озабочены… Это ужасно», — рассказывает мать немецкого ефрейтора Рудди Вильтша.
Скрывающиеся в лесах Восточной Германии вооруженные группы немецких солдат, дезертировавших с советско-германского фронта, совершили нападение на продовольственные склады в городе Шлоппе.
25 февраля 1942 года газета «Чкаловская коммуна опубликовала репортаж под названием «Бронепоезд – фронту».
«Тысячи трудящихся собрались 23 февраля на торжество передачи красным воинам боевых подарков железнодорожников – бронепоезда и поезда-бани.
Гости тщательно осматривали подарки. Всеобщее восхищение вызвал бронепоезд. С любовью сделан и поезд-баня. Стахановцы, соорудившие на свои средства в неурочное время передвижную баню, постарались обеспечить бойцам максимальные удобства.
После осмотра бронепоезда и поезда-бани состоялся митинг. На трибуну – бронеплощадку поднялись представители военных организаций, командиры-железнодорожники, представители стахановцев – строителей бронепоезда и поезда-бани.
Член Военного Совета Южно-Уральского Военного Округа бригадный комиссар Чекаловский поблагодарил железнодорожников за отличное выполнение заказов фронта.
Старый кадровый железнодорожник, стахановец вагоноремонтного пункта Казаков, принимавший активное участие в строительстве бронепоезда и поезда-бани, от имени железнодорожников приветствовал доблестных воинов героической Красной Армии.
— Мы всегда с вами, дорогие братья. Мы всегда готовы прийти на подмогу фронту. Не жалея сил, мы будем и впредь быстро и хорошо выполнять любое задание фронта.
— Нам выпала большая честь, — подчеркнул инженер Чаусянский, — работать над выполнением задания фронта. Много бессонных ночей провели стахановцы в цехах, отказываясь от заслуженного отдыха, работая не покладая рук, чтобы в срок выполнить задание фронта. Также самоотверженно мы будем работать и впредь.
Затем от имени железнодорожников начальник дороги Егоров вручил представителю командования бронепоезд и красное знамя. Принимая знамя, капитан Кондратьев заверил железнодорожников, что под этим знаменем бойцы бронепоезда сумеют вписать славную страницу в историческую книгу побед Красной Армии над заклятым врагом – кровавым фашизмом.
25 февраля 1943 год
Западнее Ростова-на-Дону наши подразделения ночью проникли на одну высоту и в результате упорной рукопашной схватки заняли ее. В бою уничтожено до 100 гитлеровцев. Ружейным огнем сбит самолет противника.
Западнее Харькова наши войска продвигались вперед. Подразделения Н-ской части сбили передовые заслоны противника и заняли один населённый пункт.
В уличном бою уничтожено более 200 немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные.
После зачтения приказа товарища Сталина группа лётчиков части, где командиром тов. Кондратюк, вылетела на выполнение боевого задания. Восемь советских истребителей под командой гвардии капитана тов. Кислякова 23 февраля сбили семь немецких самолетов.
На Карзльском фронте в части, где командиром тов. Перепелица, на митинге выступил снайпер красноармеец Остриков.
— Я истребил уже 96 фашистов. Клянусь, что не пощажу ни сил, ни самой жизни и без устали, днм и ночью, буду уничтожать фашистскую сволочь, — подчеркнул снайпер.
25 февраля 1943 года газета «Чкаловская коммуна под общим заголовком «Чкаловцы в боях за родину» публикует письма с фронта.
И. Стукалов, бывший преподаватель илькульганской средней школы Шарлыкского района пишет землякам:
« Больше убитых немцев, — таков лозунг боевого социалистического соревнования в нашем подразделении. Инициаторами и застрельщиками этого снайперского движения являются коммунисты и комсомольцы. Отважный пулеметчик из города Чкалова старший сержант Ведяйкин уничтожил 152 оккупанта, сержант Флягин – 154.
С каждым днем увеличивает счет убитых немцев старший сержант Николай Степанов (из деревни Кармалки Шарлыкского района). Он награжден медалью «За боевые заслуги».
Убить, убить немца – эта мысль владеет нашими умами…».
Герой Советского Союза гвардии капитан В. Давыдов обращается к чкаловцам:
«Дорогие земляки! С первого дня отечественной войны нахожусь я на фронте. Далеко ушло то время, когда я жил в зерносовхозе «Волжская коммуна», работал там слесарем, учительствовал в Матвеевском районе. Теперь я в авиации дальнего действия, истребляю немецких бандитов. На моей груди орден Красного Знамени, два ордена Ленина и медаль «Золтая Звезда».
Ваше заверение – еще самоотверженнее трудиться на полях – воодушевляет нас на новые подвиги. Трудно передать как волнует нас на фронте ваша помощь Красной Армии – сбор средств на построение танковой колонны имени В.П. Чкалова, сбор сельскохозяйственных продуктов, теплых вещей.
Все это усиливает боевую мощь Красной армии, приближает час победы.
Мы будем не только гнать врага на запад, но бить, истреблять, загонять его в землю».
25 февраля 1944 год
В одном районе десять наших бойцов во главе с лейтенантом Соколовым, прочёсывая опушку леса, встретили большую группу немцев. Советские бойцы огнём из автоматов истребили 40 гитлеровцев, а 25 немецких солдат взяли в плен. Другая группа наших разведчиков напала на немецких лыжников. Разведчики уничтожили гитлеровцев и захватили 30 пленных.
Западнее и южнее города Дно наши войска продолжали успешное наступление. Советские части, стремительно продвинувшись вперёд, овладели районным центром Ленинградской области и железнодорожной станцией Дедовичи. Севернее города Рогачёв наши войска с боями продвигались вперёд. Противник подтянул крупные подкрепления и контратаками пытался вернуть утраченные позиции. На одном участке немецкая пехота и танки в течение дня предприняли четырнадцать контратак, но каждый раз отступали с большими для них потерями.
Партизанский отряд, действующий в Львовской области, внезапно атаковал двигавшуюся по дороге колонну немецкой пехоты. Советские патриоты истребили несколько десятков гитлеровцев и захватили их оружие. Другой отряд львовских партизан разгромил вражеский гарнизон, уничтожив при этом 46 немецких солдат и офицеров. Захвачено 6 пулемётов, 56 автоматов и винтовок, 12 повозок с патронами и гранатами.
Немецкие солдаты и офицеры, взятые в плен при ликвидации вражеских войск, окружённых в районе Корсунь-Шевченковский, рассказывают, что в последние дни в «котле» царил полный хаос. Немцы уже понимали, что их обманули и они обречены на гибель. Пленный адъютант 3 дивизиона 188 артполка 38 немецкой пехотной дивизии обер-лейтенант Бертольд Шихон сообщил: «Отклонив ультиматум русских о капитуляции, немецкое командование проявило преступное равнодушие к судьбе своих солдат и офицеров. Солдат всё время уверяли, что принимаются самые решительные меры, чтобы прорвать кольцо окружения извне. В то же время говорили, что семьи солдат и офицеров, сдавшихся в плен, будут поголовно направлены в концлагери.17-го февраля 1944 года наступил черный день. В этот день прекратили свое существование десять наших отборных дивизий».
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Новости с фронта: Специальный проект RIA56 о Великой Победе