Оренбургский кадет Давыд Мамонов спас детей при нападении на школу в Улан-Удэ
Фото: газета «Оренбуржье»
Трагедия, произошедшая 19 января в школе Бурятии, могла бы стать еще страшнее, если бы не геройский поступок учащегося Оренбургского президентского кадетского училища. Давыд Мамонов в тот день был на уроке истории, когда двое подростков сначала подожгли школу, а потом начали рубить топором всех, кто попадался под руку. Пострадали семь человек.
Детали трагедии не сразу сложились в достоверную картину. Потому и о подвиге Давыда узнали только неделю спустя. Сам он никому ничего не рассказывал. Рассказали очевидцы: когда нападавший рвался второй раз ударить топором уже истекавшую кровью семиклассницу, Давыд не подпустил его.
Когда оба нападавших появились в коридоре, Давыд преградил им путь и громко закричал на них. К этому моменту подоспел школьный техник и преступники ретировались. В тот день Давыд Момонов помогал спасателям тушить пожар, эвакуировал школьников. А спасённую им девочку вынес из школы и помог отвезти в больницу. Домой Давыд пришёл без куртки. На вопросы перепуганной матери ответил, что все в полном порядке. И только через неделю Долгора узнала от людей, что сын герой.
На общешкольном собрании одна из родительниц сказала, что очень хочет пожать руку родителям одиннадцатиклассника Давыда. После этого напугалась уже Долгора Мамонова:
— Ты хоть понимаешь, что он мог убить тебя? — спрашивала она сына дома.
— А что я должен был по-твоему сделать? Бросить её? Я боялся, что он её добьет, — ответил сын.
Никаких интервью он давать категорически не хочет, и вообще, смущается.
Когда из родной Оренбургской президентской кадетки ему позвонила классная руководительница Наталья Вишнякова, Давыд только твердил всё время:
— Да ладно вам, Наталь Анатольна, чего я такого сделал? Любой мужчина поступил бы на моем месте так же!
К сожалению, не любой. И всё Оренбургское президентское кадетское училище очень гордится своим Давыдом. И, в отличие от самого героя, готовы говорить об этом.
По шкале ценностей
К воспитанию героев в президентской кадетке подход — самый тщательный. На каждом взводе работает пара воспитателей — как «мама» и «папа».
Наталья Вишнякова была классной мамой Давыда. Вспоминает, что парень хорошо учился, хотя программа достаточно сложная: обязательный спорт и дополнительные занятия. Наталья Анатольевна говорит, что все очень по нему скучали, когда он уехал.
Вишнякова уверена, что в воспитании мелочей не бывает. Кадеты приходят в училище в том возрасте, когда формируется основа личности. И если в этот период детства — юности заложить правильные нравственные основы, грязь не прилипнет никогда.
Это как прививка. «Классная мама» обсуждает со своими бойцами то, что важно. Говорят о дружбе, о трудностях во взаимоотношениях, обсуждают новости. И, да, о девушках тоже. В Президентской кадетке личная работа с каждым ребёнком ведется плотнее, чем в некоторых семьях.
Это особенно важно сейчас, когда проблема реакции подростков на вал информации из глобальной сети приобрела очевидно угрожающий характер. Подростки-убийцы из Улан-Удэ и Перми (похожая трагедия произошла в пермской школе накануне) копировали поступки своих американских сверстников.
Главврач областной клинической психиатрической больницы №1 Елена Крюкова уверена, что в интернете ведется настоящая психологическая война. Следование западным ценностям неизбежно будет приводить ко всё новым и новым трагедиям.
Влияние социальных сетей на неокрепшую подростковую психику теперь интенсивно изучают социологи, психиатры и все профильные специалисты. Однако, и без науки любому вменяемому человеку понятно, что приверженность традиционным ценностям — мужеству, доброте, доверию, семье — единственно верный путь.
Говорят преподаватели
Наталья Вишнякова, классный руководитель, воспитатель:
— Мамонов Давыд поступил к нам в 2011 году в пятый класс, 44-й взвод. И уже тогда он был настоящим мужчиной. Мужское начало в нем было развито очень сильно. Помощник во всем. Мальчишка — пятиклассник всегда подавал мне пальто. Если взвод заходил в класс, или казарму, он вставал последним, чтобы мне дверь открыть. Если видел, что я несу что-то тяжёлое, бежал через весь плац, нарушая правила. Главное, чтобы я тяжести не носила.
Он настоящий друг. И низкий поклон его семье, что воспитали такого сына. Когда он учился, они всегда выходили на связь, поддерживали, помогали. И мама, и папа — военнослужащие. Мы общаемся до сих пор. Созваниваемся, переписываемся. Семья многодетная. У Давыда двое младших братьев. И одна из причин, по которой он уехал домой — необходима была помощь маме. По семье он очень скучал, но все равно долго сомневался, покидать ли Оренбург.
Скромным он был всегда. Я понимаю, почему он сейчас не хочет давать интервью. Он искренне не видит ничего особенного в своем поступке, считает, что поступил, как обязан поступить мужчина.
Здесь, в нашем училище, Давыд успешно занимался самбо. Тренер говорит, что он прирожденный борец. Самый крупный в классе, Давыд добивался очень хороших результатов. Когда вернулся в Бурятию, самбо не бросил. Я знаю, что он и там с победами выступает.
Сегодня мы долго разговаривали с Долгорой. У них младший сын в четвёртом классе. Семья решила отдать его в наше училище. Нам это очень приятно.
Татьяна Машковская, начальник Оренбургского президентского кадетского училища, профессор, сопредседатель регионального отделения ОНФ, доверенное лицо Владимира Путина:
— Воспитанию кадет, нравственным ценностям, культуре, в Оренбургском президентском училище уделяют очень большое внимание.
Давыд учился у нас три года. Прекрасный молодой человек. Он был самый рослый в своем взводе И, как-то… взрослее остальных. Помощник всем. Когда мы узнали о поступке нашего Давыда, в коллективе с коллегами обсуждали случившееся. Все однозначно сказали, что мы не удивлены. От него однозначно можно было ожидать такого поступка. И такой скромности. Почему один ребенок пошел убивать, а другой спасал? Трудно ответить.
Но точно знаю, что на поступок Давыда Мамонова повлияло два самых важных фактора — прекрасная, достойная семья и хорошее образование. Мы им очень гордимся и желаем успехов во всем, к чему бы не стремилось его сердце.
Слово товарищам
Владислав Горбачёв, вице-младший сержант 44-го взвода ОПКУ:
«Вот он – пример стойкости и решительности отдельного человека. Я очень восхищен поступком Давыда. Горжусь тем, что он учился среди нас! Мне правда трудно представить, как бы я повел себя в подобной ситуации, потому что слова всегда остаются словами, а поступок Давыда – это дело. Дело ИМЕННО с большой буквы!».
Максим Мельников, кадет 44-го взвода ОПКУ:
«В свете произошедших событий, вспоминая своего товарища по взводу Мамонова Давыда, понимаешь, что он был совершенно обычным человеком. Но уже тогда был заметен его сильный мужской характер, его непоколебимая воля. Набор этих качеств, на мой взгляд, и определил его нравственный подвиг. Поступок НАСТОЯЩЕГО человека!».
Павел Шуралев, кадет 44-го взвода ОПКУ:
«Подвиг – это поступок героя, удел самоотверженных людей! Несомненно, Давыд один из таких! Ведь Давыда можно по-настоящему назвать человеком сильного духом и с настоящим мужским стержнем! Очень горжусь тем, что он мой товарищ!».